Здесь молодожены вешают замочки «на счастье», и фотографируется практически каждый приезжий. Они и не догадываются о темном прошлом Каракумского моста
Каракумский мост соединяет центральную часть города и район Засосна. Его длина составляет 198 метров, а ширина — девять.
Конструкция была построена в кратчайшие сроки и в советские годы олицетворяла героизм и трудолюбие ельчан.
При чем здесь «Черные пески»?
С тюркских языков «кара-кумы» переводятся как «черные пески», «пустынные пространства». Но такое природное явление не свойственно Черноземью.
Экзотичное название моста объясняется тем, что после окончания строительства в 1933 году здесь промчался знаменитый автопробег «Москва-Каракумы-Москва». В Ельце советские гонщики побывали проездом, специально для них здесь построили переправу.
Новый мост простоял целым и невредимым всего восемь лет, пока не нагрянула самая страшная в истории страны война.
«Немцы сбрасывали в Сосну трупы своих солдат»
В 1941 году в город пришли фашисты. Уже 9 декабря, после пяти дней обстрела, Елец освободили. Несмотря на недолгую оккупацию, город понес большие потери.
В плен попали 77 бойцов и командиров, многие ельчане были зверски замучены, а 300 человек попали на немецкую каторгу. Были разрушены здания, электростанции, ж/д узлы. Под бомбежку попал и Каракумский мост.
Художник Харис Якупов изобразил эти события на холсте.
Из воспоминаний художника в книге «Фронтовые зарисовки»:
На прощание с Ельцом захотелось мне сделать хотя бы один-единственный рисунок… Стою на высоком бугре и рисую: на улицах, у Каракумского моста через реку и по берегам Сосны разбросаны многочисленные подбитые орудия, тягачи, автомашины. Валяются запорошенные свежим снегом убитые немцы в сине-зеленых шинелях. Рисую проруби у свай. Когда полки под командованием Гайнутдинова, Дергунова и Бабаяна ворвались в город, немцы, чтобы скрыть свои потери, при поспешном бегстве сбросили с моста в эти проруби сотни трупов своих солдат и офицеров. Я изображаю пленных немцев, идущих через переправу на восток. Изображаю радостные лица женщин, стариков и детей, нашу славную пехоту, наши танки Т-34, залпы «катюши». Изображаю золотистые лучи солнца, пробивающегося через черное небо над Ельцом… Тогда, естественно, и в мыслях не было, что через четверть века мне пригодится этот первый набросок для картины…
Исчезнувшее надгробие и призрак купца
Каждый рыбак, пришедший под мост, наверняка замечал из чего сделаны его опоры. На «кирпичах» все еще можно разглядеть кресты, даты и имена.
Елецкий краевед Владимир Заусайлов открыл тайны их появления в одном из интервью 2008 года. По словам краеведа, постройку запланировали еще до революции. К 1914 году купцы собрали необходимые деньги, и даже были готовы основные чертежи конструкции. Но тогда строительству моста воспрепятствовала Первая мировая война, а затем и Октябрьская революция. В 1918 году стройка все же началась, но двигалась с огромным трудом. Так, прошло уже 15 лет, а мост все еще не был готов: средств катастрофически не хватало.
Советские власти решили проблему нехватки материалов кладбищенским погромом. В дело пошли мраморные надгробия и памятники купцов, тех самых, которые скидывались на строительство. Из них сделали мостовые укрепления. О том вероломном погроме напоминают сложенные кучей около Троицкого монастыря могильные плиты. Их приготовили, как строительный материал, но не использовали.
По легенде, во время погромов с кладбища забрали все надгробия, кроме одного. Оно принадлежало купцу Скуфьину. Этому памятнику более 200 лет, а уцелел он, по легенде, благодаря самому покойнику. Когда крановщик пришел грабить могилы, собирался разорить могилу Скуфьина, но вдруг кто-то похлопал его по плечу. Обернувшись, он увидел старика с белой бородой и в старинной одежде. Старик так напугал несчастного, что к памятнику он так и не притронулся.
Директор елецкого музея имени Бунина Татьяна Кирющенко в интервью 2005 года рассказала свою историю.
Мой дед, обедневший дворянин Михаил Дьяконов умер в 1926 году. Он был похоронен на городском кладбище. Памятник ему здесь стоял. А однажды пришли мы на могилку, а ни надгробия, ни памятника — ничего нет. Когда мост строился я училась в первом классе, но те события помню. Материал для стройки вывозили с кладбищ — городского, монастырских, чернослободского и засосенского. Все это происходило на глазах ельчан, но все молчали. Боялись.
Мост, соединяющий души
С конца 70-х, когда через Быструю Сосну появилась новая переправа, а Каракумский мост отдали пешеходам.
К 1990-м годам конструкция изрядно износилась и стала небезопасной. Мост закрыли. К 2005 году его отреставрировали и снова вернули пешеходам. Торжественное открытие символично состоялось в День народного единства — 4 ноября. Это событие елецкие газеты описывали так:
Первыми на мост ступили три свадебных пары, затем под звуки праздничного марша на него вышли ветераны войны, а следом хлынул огромный людской поток.
Тогда и назвали вновь открывшийся путепровод «мостом, объединяющим души»: пожилых и молодых, веселых и грустных, людей с разными взглядами на жизнь.
Сегодня здесь вешают замочки "на счастье" и фотографируется каждый приезжий. Они и не догадываются о том, что пережил этот мост, и какую цену за него заплатили.