Найти тему
Иван Андреевич

Как я стал HR по маркетологам

Оглавление

Быть маркетологом в России - это безумие. Ну серьезно! Страна, в которой пол века выжигали предпринимателей теперь нуждается в крутых маркетерах.

Но мы очень сильно не дотягиваем до уровня других стран. К нам приходит ИКЕА и все мебельщики закрываются, к нам приходит H&M и наши "палатки" с одеждой сворачиваются навсегда...

Почему так? Потому что нет у нас мощной школы маркетинга с богатым опытом и традициями. Есть сайты, есть инструменты, но нет культуры отношений с потребителями. А вместе с ней нет и хоть какой-то системы взаимодействия между маркетологами и владельцами бизнеса.

Photo by Artis Kančs on Unsplash. В России проще сделать карьеру трактариста, чем маркетолога
Photo by Artis Kančs on Unsplash. В России проще сделать карьеру трактариста, чем маркетолога

В такой ситуации трудно реализоваться как маркетолог

Поэтому 2 года назад я переключился со своей роли исполнителя на роль организатора. С тех пор я решил, что не буду просиживать штаны за зарплату. Я буду налаживать маркетинг так, как он работает у мастеров.

В жизни я всегда придерживался правила "Хочешь быть мастером - найди лучшего учителя и старайся так, чтобы он удивлялся."

Поэтому я направился к лучшим учителям США (благо, в наши дни это можно сделать дистанционно). Я сделал это с целью научиться обустраивать отделы маркетинга, которые делают настоящие результаты.

На мою переподготовку ушел 1 год. За это время я научился смотреть на бизнес и работу маркетолога по-новому.

Photo by Nik Shuliahin on Unsplash. Задорнов бы не одобрил мои интересы
Photo by Nik Shuliahin on Unsplash. Задорнов бы не одобрил мои интересы

Что я изучал

Около 70% времени я уделил стандартам работы в узких специализациях SMM, SEO, платном трафике и др. Это помогает мне проверять и корректировать работу каждого сотрудника. Оставшиеся 30% я посвятил административным вопросам - подбор маркетологов, их адаптация, а также организация командной работы и стратегическое планирование.

На счет практики... сколько смог, я утащил от своих новых знакомых за океаном в общении. посмотрел как они работают, как организуют маркетинг даже небольших, но весьма прибыльных предприятий.


3 открытия, которые изменили мое мышление

1 Статус копирайтера

Это у нас копирайтеры в лучшем случае журналисты. А в США копирайтер - это человек, который отвечает за смысл любого сообщения. Можно сравнить его с капитаном команды. Все ждут текста копирайтера, после чего подстраиваются под него. Профессионалы настолько точно знают свою целевую аудиторию, что кажется могут видеть мир их глазами. Это один из основных секретов успеха американских рекламных роликов, публичных выступлений и шоу. Черт побери! Вы удивитесь насколько глубоко они копают, когда я уделю этой теме отдельный пост.

Я даже прошел курс и сдал экзамен AWAI и DigitalMarketer на английском. Лишь для того, чтобы усвоить, как должен быть подготовлен настоящий копирайтер. Очень ценный опыт. Было трудно, но интересно)

2 Брендинг

В России брендинг происходит как разовое мероприятие, обычно при запуске. Никто даже не понимает его сути и целей. В США маркетологи умеют выстроить вокруг бизнеса целую "религию". Причем речь идет не только о крупном бизнесе. Лидерство, миссия, ценности - для нас это просто слова, даже если мы прочитали какие-то умные книги по этим темам. Для них это такие же инструменты, как контекстная реклама или паблики в социальных сетях, со своими планами работ и KPI.

3 Системность отдела маркетинга

Я чуял, что именно системности маркетинга не хватает в РФ. И как чуял, что найду у них решение. Дело в том, что год от года американцы полируют свои техники работы в маркетинге. Есть стандарт работы по каждой специализации. Есть стандарты совместной работы команды. Когда что-то в мире интернет-маркетинга изменяется, эти стандарты испытывают изменения, тестируются, проверяются на результативность и, как следствие, обновляются. Я их получаю в виде обновлений для регламента работы. Затем я объясняю сотруднику, что следует изменить в его работе, а также объясняю ему, что может привести к проблемам. В одиночку этого не сможет сделать ни один управленец.

Photo by Austin Distel on Unsplash. Какой бы ни была команда маркетологов, организованность всегда на высшем уровне
Photo by Austin Distel on Unsplash. Какой бы ни была команда маркетологов, организованность всегда на высшем уровне

В общем я привез вам много практических техник без воды и советов, которые уже попробовал сам. О них - далее в блоге.