Те душевные качества людей, которые ты заметил и которые ужасают тебя, – это нормальное состояние человека, одержимого демонами, человека, от которого отступила благодать Божия и в душе которого нет ничего святого.
Милость Божия да хранит тебя, дорогой Алеша! ( Из письма к труднику монастыря)
А дурной пример, как ты знаешь, заразителен, его легко перенять, но очень трудно от него избавиться. Эта безвольность по отношению к добру и, наоборот, быстрое привыкание ко всему плохому есть следствие первородного греха, того самого греха непослушания и даже, я бы сказал, предательства своего Творца, за который наши прародители были лишены благодати Божией.
Если ты помнишь, когда ты был еще на послушании в монастыре, я учил вас (на основании церковного учения и практики), что сам собою человек не может избавиться от греховных привычек или от дурных качеств своего характера. Слишком слаба наша воля, чтобы исправиться самостоятельно. Да к тому же мы часто не замечаем за собой этих своих плохих качеств и привычек. Они хорошо видны лишь со стороны.
Чтобы исправить характер, очистить от грязи душу, удержаться от греховных привычек, нужно прежде укрепить волю и улучшить духовное зрение. А волю укрепляет, как ты, наверное, помнишь, только благодать Божия. Она же очищает и духовные очи человека.
Оказавшись в тяжелых или, как говорят, экстремальных условиях, ты, казалось, должен был бы непрестанно взывать в своем сердце: «Господи, помоги; Господи, не оставь; Господи, защити!» и проч., потому что Бог дает силу и защищает только тех, кто неослабно взывает к Нему. У тебя же, к сожалению, наоборот, проявилась, мне кажется, какая-то непонятная гордая самонадеянность: «Я сам могу преодолеть все трудности!»
И что же? Молитва заброшена, отступила Благодать, в результате появилось маловерие, малодушие.
Пойми ты хотя бы сейчас, что без укрепляющей силы Божией, человек – козявка. Духовная сила, мужество и бесстрашие могут быть даны только Богом, конечно, если речь идет о людях, которые избрали для себя путь спасения. Но и те, которые живут вне Бога и выполняют (по внушению злых духов) волю дьявола, тоже могут получать силу – темную, злобную энергию, которой подпитывают своих служителей демоны.
Против этой злобной силы не может устоять тот, кто не определился, с кем он. Чтобы выстоять, нужно или встать под знамена Божии, укрепляясь по мере духовного роста Его благодатью, или идти под знамена Люцифера, продать душу и служить ему. Все, кто четко не определил свою позицию (а таких – большинство), будут порабощены демонической силой, потому что не могут рассчитывать на помощь Божию, хотя и надеются усесться сразу на двух стульях.
Желаю тебе мужественно, с помощью Божией преодолеть все скорби, выпавшие на твою долю, и с достоинством донести этот крест до конца. Жду твоих писем. Пиши!
Всегда молитвенно тебя помнящий
Игумен Ефрем - схиигумен Гавриил (Виноградов-Лакербая; ранее — игумен Ефрем, литературный псевдоним Игумен N) сентябрь 1995 года
Записки на поминовение: valaam-kavkaz@yandex.ru;
пожертвование на карточку Сбербанка 4817 7602 4787 9236
или перевод на телефон: + 7 988 501 00 88,
сумма — на Ваше усмотрение.
Подписывайтесь на "Кавказский скит Валаамского монастыря" — канал для тех, кто ищет ответы на трудные вопросы духовной жизни, которые ставит перед нами современная жизнь.
Можем ли мы сами справиться со своими грехами?
Видеть в себе грехи, а в других – добро
Монаху полезно побаливать, то есть всегда немножко болеть
Все материалы принадлежат их правообладателям и предназначены для домашнего прослушивания.