Найти тему
Максим Rebuser

THE DOORS: L.A. WOMAN (1971)

Album Rating = 10

1) The Changeling 2) Love Her Madly 3) Been Down So Long 4) Cars Hiss By My Window 5) L.A. Woman 6) L'America 7) Hyacinth House 8) Crawling King Snake 9) The Wasp (Texas Radio And The Big Beat)10) Riders On The Storm.

OK, "GREAT" is the word! TOTALLY, ABSOLUTELY GREAT!!! Это нокдаун. Окончательный. Бескомпромиссный. Это не просто классный, это ОШЕЛОМЛЯЮЩИЙ альбом. Таких эмоций я не испытывал со времен их дебютника. Фантастическое прощание от величайшей группы всех времен!

Итак, первое, что бросается в глаза в уши, - это резко изменившийся, "повзрослевший" голос Джима. Он сильно огрубел, заматерел и стал куда более низким, чем раньше. С другой стороны, он также сильно поизносился и.....я бы назвал это "голосом вконец полностью спившегося Джима". И да, возможно это прозвучит жестоко, но именно этот новый голос в огромной степени способствовал фантастической атмосфере этого экстраординарного альбома. Нет, никто в здравом уме конечно же не скажет, что Джим звучал неубедительно до этого, но тут в его голосе проявилось что-то уже запредельно мистическое и инфернальное.

Другая интересная новость состоит в том, что тут представлены уже 3 ЧИСТЫХ блюза, т.е. 3 вещи с абсолютно ясно выраженной блюзовой структурой (т.н. блюзовый квадрат). Причем 2 из них сочинены группой. Been Down So Long отлично демонстрирует новый вокал Джима, - яркий, побогатевший, с еще большей, я бы сказал уже явно больной надрывной хрипотцой. Как же это усиливает и без того мощное воздействие этого блюза! Этот блюз также крайне лаконичен по инструментам. Основной костяк песни, - мощный пульсирующий ритмом с лаконичными вкраплениями гитары. Cars Hiss By My Window, - сбавление темпа и напряжения. Самая скромная и спокойная вещь на альбоме, в конце которой Кригер, очевидно, вышел в туалет, из-за чего Джиму пришлось самостоятельно воспроизводить его гитарную партию вокально. Спел как мог. Но в целом, хочется отметить, что Джимми поет непривычно низко тут. И наконец третий из череды этих шикарнейших блюзов, - Crawling King Snake. Обратите внимание на уникальный по тону гитарный рифф Кригера! Он также крайне своеобразен и по самой структуре! Этот блюз сделан в той же релаксационно-медитативной манере, что и предыдущий (ну может лишь немного поэнергичнее и погромче), которая также создает воистину уникальную блюзовую "атмосферу" The Doors. Надо ли говорить, какой огромный вклад в нее вносит именно сам тембр и интонации голоса Джима?!

Но не об этих номерах я на самом деле хотел бы здесь говорить, а именно об остальном материале альбома. Да, эти блюзы бесспорно шикарны! Но что, если я скажу, что именно в контексте ЭТОГО альбома они выполняют роль...."МУСОРА"!! Если ЭТО "мусор", то каковы же остальные вещи здесь?!

А давайте выясним это:

Открывающая The Changeling немедленно обрушивает на вас невиданную пульсирующую мощь своего ритма, которая вскоре подхватывается "новым" хрипатым и матерым вокалом Джима. Вообще с самого начала и на протяжении всей песни создается впечатление какой-то немного больной и опасной атмосферы.....эти клавишные звучат еще более глубоко и пугающе, я уж молчу о вокале, о котором так много уже было сказано выше. Атмосфера, заданная тут, более или менее распространится и на весь альбом.

Love Her Madly является одной из самых величайших их песен. Невыразимая трогательность и в тоже время трагичность этой вещи просто потрясают! Довольно простая (воистину все по-настоящему гениальное, оказывается, так просто!), но в то же время такая беспредельно сердечная и глубокая мелодия, спетая Джимом просто с невероятной душевностью! Начальные ее куплеты потом будут также проиграны Кригером в конце песни. И гитара его будет звучать в точности, как плач, и идеально выражать усталое разочарование от жизни! Если вас не тронет эта вещь, то у вас точно нет сердца!

Но даже не об этих номерах я на самом деле хотел бы здесь говорить....:) В это невозможно поверить, но дальше....., - ЕЩЕ КРУЧЕ!

Тут, как и на их первом альбоме, мы снова сталкиваемся с т.н. "песнями-феноменами". Одна из них это......я даже не знаю какое прилагательное можно поставить рядом с ее названием.....поэтому скажу просто: это L.A. Woman. Возможно когда-нибудь я посвящу отдельную большую статью конкретно этой песне:). Эта вещь всегда ассоциировалась у меня с американскими горками. Потому что при ее прослушивании в кровь выбрасывается не меньшее кол-во адреналина. Их сходство объясняется еще и тем, что песня изобилует постоянными ошеломляющими "взлетами" и "падениями". Уууух.....вы реально чувствуете себя, как на каком-то крутом аттракционе! Странное начало....этот тон гитары..странный. Затем потрясная пульсация. И песня начинает "разгоняться". Вступает Джим. И сразу видно, с какой, невиданной даже для него, страстью он будет тут петь! Я не буду подробно останавливаться на различных мини-паузах и "пробуксовках" песни, обозначу лишь наиболее заметные из них. Ближе к своему концу песня вдруг довольно резко и неожиданно обрывается и зловеще притворно "успокаивается". Остатки уникальньной по саунду гитары, и вот в воздухе уже почти ничего не осталось..но в то же время вас не покидает ощущение будущего надвигающегося шторма. И тут начинается, пожалуй самое ужасающая и ошеломляющая часть песни. В течение которой Джим подобно древнему шаману-колдуну произносит одну и ту же фразу, которая реально звучит так, как будто он читает какое-то заклинание. Эта мантра выкрикивается все более злобно и агрессивно, и когда кажется, что Джим уже просто взорвется от накала своей страсти и эмоций, песня вдруг снова "вырывается вверх" и начинает стремительно набирать прежние обороты! В течение которых Джим продолжает основную мелодическую линию, но уже с этой новой и всесокрушающей страстью! Под занавес песни его вокал в последний раз взлетает на невиданную высоту и с беспредельной яростью посылает песню на короткую финишную прямую, в течение которой этот неуемный Джим также продолжает "мучиться" своим, по-видимому, неугасимым огнем. Песня плавно затухает...После всего этого дикого буйства и фонтанов НАСТОЯЩИХ страстей я лично часто в прямом смысле слова чувствовал шок и полное опустошение. Отдельного упоминания тут также заслуживают клавишные и гитара. Наряду с великим и ужасным Джимом, Рэй и Робби также являются героями здесь. Их феноменальная сыгранность, тоны их инструментов и невероятная изобретательность их мелодических ходов просто поражают.

Не успеваете вы очнуться от шока, вызванного прошлым номером, как вас тут же настигает "врасплох" очередной шедевральный "ужастик" The Doors, - L'America. Песня имеет одно из самых зловещих, загадочных, и многообещающих начал за всю историю музыки! ОЧЕНЬ странный тон гитары Кригера постепенно подхватывает этот УНИКАЛЬНЫЙ крадущийся басовый (а затем и гитарный) рифф и все это в скором времени "одевается" в воспроизводящие тот же проигрыш фантастические потусторонние клавишные пассажи Манзарэка! Именно тут понимаешь, НАСКОЛЬКО уникален был звук его клавиш, - тонкий, эфемерный, почти иллюзорный, но в тоже время способный создать такую ужасающую и страшнейшую атмосферу! GEEE......WHAT A CREEPY STUFF!!! Путешествуя сквозь песню, мы также проходим различные мелодические и ритмические части (надо ли упоминать, что они также фантастические?), и все это в конце концов заканчивается все убыстряющимся и убыстряющимся главным риффом. Который в конце концов подхватывают все инструменты здесь, чем реально достигается впечатление полного апокалиптического климакса! Где-то даже слышал очень удачное сравнение конца этой песни с завихряющимся торнадо, который образует вода при сливании в ванную дыру! С каждой секундой она завихряется и сливается все быстрее и мощнее, ровно как и эта песня! :)

Время немного расслабиться после всех этих "бурь". Балладная часть также на уровне всего остального. Грандиозная по красоте Hyacinth House одновременно и довольно меланхолична, и очень глубока. Как и прошлые вещи, содержит в себе несколько мелодических рисунков. Все это спето с неподдельным чувством и серьезностью! Вау, это просто эталон баллады, на который должны равняться все!

The Wasp (Texas Radio And The Big Beat). Странный номер. Джим торжественно читает нам лекцию в виде своих стихов. Это просто поразительно. Ему уже даже не надо петь, ему достаточно просто говорить, - и это все равно будет иметь необъяснимый мистический эффект на слушателя! Ну разве не магия чистой воды? И все это сопровождается класснейшим бэкграундным ритмом. Hey! Тут даже есть какое-то подобие припева, - некоторая часть речитатива Джима облечена в мелодию. Тоже довольно странную и захватывающую, надо сказать...

И наконец великому альбому, - великий финал! Разве можно было бы придумать более крутое завершение, чем Riders On The Storm? Про песню, возможно, уже написаны тома, тут, как говориться, особо добавить-то и нечего. Впечатление, которая она производит на вас нельзя сравнить ни с чем. По пальцам можно пересчитать группы, способные вытянуть казалось бы довольно простенькую мелодию на уровень выдающегося произведения искусства! И The Doors, несомненно, одна из таких групп. Я бы сравнил эту вещь с "провожанием в последний путь". Эта невероятно усталая, мудрая и невыразимая по красоте мелодия, поддерживаемая медитативным басовым риффом. Громы и звуки дождя на заднем плане совершенно органично дополняют невероятные клавишные пассажи Манзарэка! Вы на полном серьезе попадаете в какое-то другое измерение. Время исчезает, и на 7 минут мир просто перестает существовать для вас...

Вскоре после выхода альбома Джим вступил в пресловутый зловещий "Клуб 27". Оставшееся трио должно было, по идее, принять единственное умное и логичное для них решение, - расформировать группу на "пике". Однако...