Люди и астероиды – самые разрушительные по своей силе создания во Вселенной. Но астероиды существуют где-то там, далеко, и довольно редко вмешиваются в нашу жизнь. Люди, однако, присутствуют в нашей жизни каждый день. Так или иначе нам приходится вступать во взаимодействие с другими в одном социуме, который мы разделяем.
Есть люди, которые делают нашу жизнь объективно лучше. Есть люди, которые делают нашу жизнь невыносимой и сложной.
Почему бывает сложно общаться с людьми?
На протяжении тысячелетий люди пытались понять друг друга для того, чтобы по сути облегчить процесс взаимодействия. В процессе эволюции и социализации люди достигли значительного прогресса: на улицах, в парках, в транспорте они научились находить способы цивилизованного общения в рамках прописанных и не прописанных норм поведения и правил.
На работе, в бизнесе люди также значительно продвинулись вперед – мы знаем общие рамки, как мы должны себя вести, чтобы коллектив, команда, руководитель, партнеры и клиенты хотели с нами поддерживать долгосрочные отношения.
Несмотря на это, каждый день на работе мы сталкиваемся с проблемами, связанными со взаимодействием с другими людьми. Мы, люди, патологически не умеем договариваться друг с другом на работе, для того чтобы общими усилиями достигать разделяемых смысловых результатов. Когда у нас это не получается, мы просто говорим: «Все люди разные, я – такой, он/она/они – другие». И просто меняем работу.
Как понять окружающих?
Процесс познания себя и познания других людей вечен, мы все пытаемся понять их, понять окружающую нас на работе реальность и выстроить правильные отношения. Чтобы научиться делать это лучше и эффективнее, мы можем постараться ответить на 2 вопроса:
- Чем люди похожи друг на друга?
- Чем люди отличаются друг от друга?
Люди похожи друг на друга на работе тремя задачами:
- Хотят строить и поддерживать конструктивные отношения с коллегами.
- Хотят достигать результатов и обретать статус, продвигаясь в карьере.
- Хотят заниматься тем, что имеет для них смысл.
Эти задачи все люди пытаются решить на работе с 9:00 до 18:00. Но то, как они их решают, и то, какое поведение они демонстрируют при этом, очень сильно разнится.
Обобщенно мы можем сделать предположение, что люди отличаются друг от друга двумя вещами:
- Что они думают о себе.
- Что о них думают другие.
Самооценка и репутация
То, что люди думают о себе, называется идентичностью или самооценкой. Мы все думаем о себе что-то и это «что-то», как правило, не очень объективно. Мы или слишком самокритичны к себе и приуменьшаем наши способности, или же, наоборот, мы преувеличиваем свои таланты и сильные стороны.
То, что он нас думают на работе, называется репутацией. Репутация – это мнение о нас и о нашем поведении, формируемое другими людьми, с которыми мы вступаем во взаимодействие на работе. Репутация – это устойчивые модели поведения, которые мы демонстрируем на работе. C точки зрения развития, например, лидерских качеств и в целом для развития карьеры наша репутация имеет гораздо большее значение, чем то, что мы думаем о себе. Это не означает, что мы должны полностью игнорировать самооценку. Однако если мы хотим достигать больших результатов на работе и при этом сохранять и поддерживать экологичные отношения с окружающими, мы должны очень внимательно относиться к тому, какую обратную связь о нашей репутации они нам дают.
- Что о вас думают подчиненные – более 50 % людей на лидерских позициях терпят неудачу, так как не способны построить и поддержать работу команды. Если лидер не умеет контролировать свои эмоции, занимается микроменеджментом, манипулирует, саботирует решение проблем, он теряет доверие команды.
- Что о вас думают коллеги – для эффективного выполнения рабочих задач очень важно иметь продуктивные межличностные отношения. Плохая репутация приводит к нарушению отношений с коллегами и снижению результативности.
- Что о вас думают руководители – практика и исследования показывают, что руководители обращают большое внимание на репутацию. Плохая репутация снижает вероятность повышения зарплаты и продвижения по карьере.
Как уже было упомянуто выше, наша самооценка может не совпадать с тем, что о нас и о наших весьма конкретных моделях поведения думают другие. К этим различиям следует относиться очень внимательно, так как именно они и являются зонами для развития. Одним из самых простых и эффективных методов объективного изучения репутации является обратная связь от коллег, подчиненных, вашего непосредственного руководителя, возможно – клиентов и партнеров.
Обратная связь
Есть 2 важных нюанса, касающихся обратной связи:
- Систематичность получения обратной связи из релевантных источников (люди, с которыми вы работаете и которые наблюдают ваше поведение на работе).
- Ваше отношение к обратной связи.
Поскольку обратная связь от окружающих о нас, нашем поведении, нашей репутации почти всегда бывает болезненной, очень важно внимательно следить за тем, как вы относитесь к получаемой информации.
- Если вы посыпаете голову пеплом и сразу принимаете на себя все грехи мира во время получения обратной связи, это может быть вредно для устойчивого развития.
- Если вы полностью эмоционально отрицаете обратную связь, вы также упускаете возможность разобраться в ценной информации о том, как ваше поведение воспринимается со стороны.
Взгляд со стороны может иметь свои особенности: люди, обладающие хорошо развитыми социальными навыками, в бизнесе часто производят на окружающих прекрасное первое впечатление и формируют первичную положительную репутацию о себе как об обворожительных и обаятельных людях. Однако в дальнейшем эти люди пользуются этим, чтобы входить в доверие, и могут нарушать данные ими обязательства, проявляя свою истинную природу неблагонадежных партнеров. Именно в этом и проявляется устойчивость репутации, которая проверяется временем.
Как заставить репутацию работать на себя?
Поскольку репутация устойчива во времени, существует формула – прошлое поведение (репутация) есть один из лучших прогнозов будущего поведения. Поэтому мы часто слышим фразу «люди не меняются».
Однако те люди, которые заинтересованы в успешном развитии своей карьеры на рынке, должны быть усердными исследователями особенностей своей репутации, чтобы, понимая в тончайших особенностях, как их поведение воспринимается со стороны, уметь корректировать свои модели поведения в конкретной команде, на рынке и лучше управлять своей карьерой. Для этого мы рекомендуем исследовать свои деструктивные модели поведения через опросники Hogan и составить индивидуальный план развития.
Понравилась статья? Делитесь с друзьями, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал «Князья и Капуста» , чтобы не пропустить новые статьи!