На днях я писал о причинах, по которым нужно участвовать во Всероссийской олимпиаде школьников. Но дело в том, что если вы загляните в протокол олимпиады, то не найдёте там ученика из сельской школы. Почему так происходит? Неужели ни один сельский ученик в последние годы не выигрывал Всероссийскую олимпиаду (заключительный этап) по физике. На это есть как минимум три причины, которые мы сегодня разберём.
И я, как учитель физики, буду говорить только за свой предмет. Хотя на моей памяти последний раз из нашего района ребёнок ездил на областной этап олимпиады по физкультуре. Но на заключительный этап (РФ) никто и никогда не выходил.
1. Материальная база
На сегодняшний день практически вся материальная база, которая есть в школах района, является наследием Советского Союза и помнит руки родителей наших учеников. Что-то, конечно, приобретается, но этого недостаточно для проведения лабораторных работ, тем более не стоит забывать, что каждый год количество детей в школе увеличивается.
Как выглядит лаборантская в сельской школе изнутри
И получается в итоге, что «живых» демонстрационных экспериментов показывается очень мало, а многие заменяются 3D-моделями. Лабораторные проводятся не в полном объёме, домашние эксперименты не охватывают все разделы физики и интерес к предмету падает.
А хорошие опыты и эксперименты дети могут увидеть, пожалуй, только на районном Дне физики, куда приезжают все учителя со своим оборудованием.
2. Количество часов
Если посмотреть на список победителей и призёров Всероссийской олимпиады школьников по физике, то там вы увидите, что все они являются обучающимися лицеев и СУНЦОВ, которых в нашей стране наперечёт. Естественно, что предмет изучается далеко не за 2 часа в неделю, да и учебники совсем другие.
К тому же, школьников, которые уделяют время подготовке к олимпиаде, хотя бы раз в четверть собирают в одном месте, где с ними занимаются лучшие педагоги города. Сельские школьники, увлечённые физикой, встречаются не больше двух раз - на День физики и защите научно-исследовательских проектов.
3. Квалификация учителей
В последнее время в сельских школах появляется всё больше коррекционных классов. Многие учителя просто вынуждены больше ориентироваться на более слабых учеников, в связи с чем много лет просто не практикуют решение олимпиадных задач.
Они в основном заняты работы с неуспевающими школьниками, сдачей отчётов, подготовкой к экзаменам, но только не олимпиадой. Тем более, я не понаслышке знаю, чтобы воспитать хотя бы областного победителя олимпиады, потребуется минимум 2-3 года совместной работы.
Кроме того, не секрет, что большой процент в сельских школах работающих пенсионеров, которые добросовестно ведут свои уроки, заполняют всю документацию, но не более того.
Пишите, участвовали хотя бы раз вы или ваши дети во Всероссийской олимпиаде школьников и каких успехов добились.
Спасибо, что прочитали. Вы меня очень поддержите, если поставите лайк и подпишитесь на мой блог.