Приоритет естественно-научного образования сам по себе понятен, поскольку он охватывает весь спектр самовыражения студентов, а также их связи с окружающей средой и ее частью - природой.
Изменения в естественно-научном образовании развиваются по следующим направлениям:
Изменение содержания образования.
Содержание естественно-научных дисциплин выстраивается в концентрический круг:
- Инициалы естественных наук (1-4 классы),
- Более систематический курс естественных наук для средних и старших классов (5-11 классы),
- Систематическое естествознание,
- Естественные науки для старшей школы (9-11 классы) или гимназии.
Предпринимается попытка интегрировать содержание преподавания в социально-культурное русло, с тем чтобы установить связи между преподаваемыми предметами.
Изменение методов.
Школы внедрили новые методы активного преподавания, новые формы деятельности учителей и студентов, формы в рамках учебной программы и внеклассных мероприятий (направленные на рациональное самостоятельное обучение), образование на основе критического мышления (наблюдения, эксперименты, сбор, анализ и обработка данных, проверка результатов работы (отчетность и так далее) и творческую, нестандартную работу учителей.
Общие и индивидуальные программы естественно-научного образования.
1990-1993 годы были периодом интенсивной работы по подготовке различных образовательных программ. Как теоретическая, так и практическая работа по реформе не имела объединяющей и всеобъемлющей основы.
В 1993 году Государственный издательский центр "Руководящие принципы реформы образования" издал новую подборку статей, утвержденных Министерством культуры и образования.
В нем уделяется большое внимание необходимости изменений в естественно-научном образовании. В 1997 году были подготовлены программы для общеобразовательной школы.
Предполагалось, что обществознание в 1-4 классах должно быть объединены с социальными науками в рамках курса по восприятию мира и, что в 5-6 классах следует преподавать интегрированный курс естественных наук "Природа и человек".
В 5 классе в курс были интегрированы некоторые пункты географии, а с 6 класса география преподавалась, как отдельный предмет.
В 7-8 классах были разделены такие дисциплины, как биология, химия и физика - сохранялись прочные связи между предметами.
Преподавателям было предложено разработать следующие естественно-научные программы:
- Индивидуальные (школьного уровня),
- Адаптированные к местным условиям,
- Окружающей среде (природе) и методической базе,
- Творчески работать и постоянно искать инновационные пути и формы обучения.
Дифференциация и профилирование естественных наук.
Систематические дисциплины: физика, химия, биология отделились от седьмого класса и заняли свое место рядом с интегрированными курсами.
Было одобрено внутреннее (дидактическое) разделение, обусловленное намерением учесть различия в общих способностях, требованиях, интересах и мотивации учащихся.
Стандартизация естественно-научного образования.
Коллегия Министерства науки и образования утвердила проект стандарта для 1-9 классов.
Стандарты естественно-научного образования определяют знания, способности и отношение к ценностям, которые должны быть приобретены учениками после начальной, средней и старшей школы. Стандарты представлены в трех уровнях:
- Минимальном,
- Основном,
- Более высоком.
Содержание естественных наук включает в себя:
- Естественные науки,
- Живую природу,
- Вещества и их изменение (химия),
- Физические явления (физика).
Совокупность естественных исследований, является общей для всех естественных наук; она объединена с тремя другими.
Стандарты грамотности по химии и физике были установлены для учеников в 11-м классе. К сожалению, окончательная редакция стандартов до сих пор не утверждена.
Подготовка учебно-методических средств.
При анализе естественно-научных программ для 7-9 классов в 1993-1994 годах, было установлено, что изменения в содержании преподавания были значительными.
Я буду рада, если вы подпишитесь на мой канал и поставите лайк под этой статьей! :)