В этой статье хочется не только высказать свое мнение о фильме «Аванпост», но и коснуться проблемы русской кинофатастики. Если обзор вам не интересен, переходите ко второй части статьи. А пока поговорим, что же это за зверь такой«Аванпост», готовый порвать Голливуд на британский флаг.
Фильм повествует о неком страшном событии, которое затронуло весь мир, в результате чего от всего общества осталась лишь Москва и небольшой круг вокруг нее (да, можете пошутить, что за Мкадом жизни нет). Что находится за пределами, неизвестно, но человечество регулярно посылает туда отряды, которые потом бесследно пропадают.
Раскрытию этих тайн, а также сражениям с неведомым врагом и будет посвящен этот фильм. А еще здесь сразу четыре главных героя: вояка-бывший таксист, контрактник-мажор, распутная медсестра и журналистка, которая явно выбрала не ту профессию.
Начало фильма не претендует на что-то плохое. События происходят в эдакой киберпанковой Москве недалекого будущего. Фантастический город выглядит крайне недурно, создатели не скупились на спецэффекты и неоновые огни и периодически стараются показывать как можно больше быта москвичей вроде sci-fi-мобильников или голографических женщин у бомжей. В этой обстановке нас медленно знакомят с героями, их жизнью и проблемами. В общем, начало у фильма весьма хорошее, но, как говорится, чем дальше от Мкада...
Одна из проблем фильма — смешанный, чрезмерно растянутый сюжет. Авторы пытались напихать как можно больше отсылок к известным фильмам, и старались задействовать сразу несколько сюжетных линий. При этом, некоторые моменты идут ну уж слишком долго, когда можно было их сократить в раза два. Ну и конечно же, как часто бывает у русской фантастики, местная история переполнена логическими дырами и откровенной тупостью.
Герои порой несут чушь, делают чушь, а какой треш происходит в финале, лучше не видеть. Я, честно говоря, не понимаю, как мог профессионал своего дела написать такую ересь. Конечно, бывают проблески. В фильме, например, интересная история человечества. Твист действительно получился неожиданным. Кого-то иногда фильм порадует мрачными и жестокими сценами, заметно отличающиеся от клишированных голливудских сюжетов. Но, как я уже говорил, это лишь проблески, а так история полный мрак.
Экшен здесь получился ну очень неоднозначный. Обычно он короткий или однообразный. Но здесь была парочка длинных и интересных экшен-сцен. Одна из них — достаточно насыщенная на различные события перестрелка. Герои в ней меняли локации, использовали разное оружие, при этом, все выглядело достаточно эффектно и не хуже голливудских боевиков.
Но, без подвоха не обошлось. Дело в том, что от лучших экшен-сцен не чувствуется как таковой фантастики. Подобное можно было снять и при реалистичном сеттинге. А та самая заманивающая сцена из трейлера, где взвод солдат готовился обороняться от неизвестного противника, на деле оказалось банальной заманухой. Все было разачаровывающе просто и крайне коротко. А компьютерная графика порой выглядела слишком халтурно. Но об экшене мы подробно поговорим во второй части статьи.
Что касается актерской игры, то многие хвалят
Петра Федорова. У него действительно получился весьма харизматичный военный. Остальные же ничем не выделялись, а иногда и откровенно бесили.
В целом, получился кране посредственный фантастический боевик. В этом фильме есть интересные моменты, и он действительно превосходит большинство русских фантастических фильмов. Но все равно, никакого прорыва здесь нет. Получилось не так плохо, как обычно.
Ну а теперь перейдем ко второй части этой статьи.
Проблема русской кинофантастики
Внимание: Эта часть статьи содержит некоторые сюжетные спойлеры.
Оригинального я здесь ничего не скажу. Многие итак знают, что проблема кроется в попытках подражания Западу. От этого и все замахи на эпичность — киберпанковая Москва, массовые сражения, несколько сюжетных линий, куча героев, множество декораций. Но вот только бюджеты наших фильмов не сравнятся с американскими блокбастерами. Да и давайте уж откровенно. С малыми бюджетами Голливуд справится куда лучше, чем наши киноделы.
Поэтому давайте сразу перейдем к примерам. Та сцена из трейлера по защите аванпоста. Думаете, там напали на солдат какие-то инопланетные монстры? Нет, солдат атаковала орава из сотни... медведей. Причем эта сцена продлилась 20-30 секунд, а вместо косолапых какие-то смазанные очертания. В итоге все превратилось в мешанину из стрельбы и силуэтов.
В обзоре я уже хвалил массовые экшен-сцены. Но, думаете, там будут инопланетные монстры? Боюсь разочаровать. Драться там будут с зомбированными людьми, вооруженными огнестрельным оружием. Причем никого воздействия на внешность не было. Убирай всю фантастику, и вот тебе обычный военный боевик. Конечно же, инопланетяне все же будут. Но, они очень похожи на людей, только вместо рта и носа у них что-то непонятное. В остальном, вполне себе обычные люди.
И подобное я видел и в «Притяжении» Федора Бондарчука, и в Защитниках Сарика Андреасяна. Создатели этих фильмов только заманивают спецэффектами и эпиком. А в итоге оказывается, что компьютерной графики в экшене не так уж и много. Либо спецэффекты такие, которые делали американцы в средненьких фильмах начала 2000.
И, честно говоря, я не понимаю, зачем гнаться за Америкой. Зачем пытаться снимать своих «Мстителей» или «Войну Миров», когда нет достойного бюджета и опыта. А что самое интересное, сами голливудские малобюджетные фильмы не стараются гнаться за блокбастерами, делая ставку на камерность, хорошие сюжеты, детальность, актерскую игру и прочее, за что любят авторское кино. И давайте приводить примеры.
Тихое место. Бюджет всего 17$ миллионов. Авторы в качестве декораций использовали пару заброшенных зданий, ферму, различные поля и леса. Монстров показывали не слишком часто, но сцены с ними очень впечатляющие, а все из-за того, что авторы больше вложились в атмосферу минимальной беззвучности. Легендарный фильм Чужой. Небольшой актерский состав, один ксеноморф (и лицехват) и декорации космической станции. Бюджет - 11$ миллионов.
Можно вспомнить фильмы подороже. Например, «Знаки» при бюджете в 72$ миллиона. Даже там, несмотря на то, что в 2002 это немалый бюджет (первую часть «Властелина колец» снимали за 93$ миллиона), создатели также вложились именно в атмосферу, и там также в качестве локаций были по большей части фермы. Инопланетян показывали мало, и почти всегда не полностью или размазано, но это были впечатляющие сцены. Момент с праздником напугал меня в детстве до чертиков. Мне до сих пор не по себе от этой сцены.
Или вспомнить фильма «Аннигиляция», где также авторы постарались делать все компактно. Там, кстати, также был медведь, правда, крайне необычный. Он был всего один, но это была одна из лучших сцен в фильме. Многие в комментариях часто делились впечатлениям, какой же он жуткий. Ну или фильм «Прибытие», где вместо различных экшен-сцен все уходило в мрачную атмосферу и запутанный, весьма нестандартный сюжет.
В общем, создатели американских малобюджетных фильмов отлично понимают, что не нужно гнаться за каким-нибудь Marvel, делая некачественное кино. Поэтому вместо этого они дарят зрителям весьма компактные, но атмосферные фильмы с необычными идеями.
И такой же путь был бы наиболее оптимальным для нашего кинематографа, который решил снимать фантастику. Не нужно стараться охватывать большие масштабы, делать халтуру, а потом обманывать ожидания зрителей, лишь бы заманить их в кино. Лучше тратить бюджет на небольшое количество вещей, но которые будут качественно отработаны.
Но пока наш кинематограф все пытается показать, что «типа тоже может». А потом хватается небольшими достижениям, когда вдруг то же «Притяжение» собирает неплохую кассу и получает не самые худшие оценки. Как по мне, в этом нет никаких серьезных достижений.
Да, все посмеялись с чертановских гопников, посмотрели на местами неплохую компьютерную графику. Но подобное кино никогда не станет классикой нашего кинематографа. А все потому, что пытаются идти не по своему пути, а повторить то, что есть на Западе. Притом ладно бы повторяли авторское кино, на которое наших бюджетов вполне достаточно. А пока получаются лишь посредственные фильмы, которые многие смотрят в обзорах BadComedian.
Кстати, я решил попробовать найти хорошую кинофанастику среди русских фильмов после 2000 года. И знаете, я ее нашел. Фильм называется Внеземной (2007), и его создатели как раз пошли по тому пути, которому следуют американские малобюджетные фильмы. Как итог, средняя оценка на кинопоиске — 7.5, а фильм зарабатывает высшую награду на американском фестивале независимого кино WorldFest Houston Film Festival, обогнав огромное количество фильмов.
То есть, русский фильм, почти без спецэффектов, смог впечатлить американских зрителей, пускай и крайне малую часть. Поэтому одну из будущих статей я хочу посвятить «Внеземному», показав его в качестве примера хорошей русской кинофантастики.
А если вам интересно мое творчество и дальше, вступайте в мою группу ВК.