В последнем анализе определение типов, помимо функциональных различий, по существу совпадает с определением некоторых категорий в лингвистике, которые в конечном счете связаны в гештальтовой структуре человеческого мозга. Проблема реальных и навязанных наблюдателям различий существует и в лингвистике, особенно в фонетике, и в области материальной культуры достигает своего наивысшего совершенства при изучении тонких художественных произведений. Сходство с археологическими рассуждениями проявляется в исследованиях Стрыговского, но методы Беренсона или Вентури при идентификации работ художников эпохи Возрождения не существенно отличаются, а лишь более тонко и, возможно, более интуитивно применяются.
Многие из них основаны на небольшом секторе "нетленного содержания" культуры. Во многих случаях взаимосвязь этих различий, основанных на совершенно разных секторах материальной культуры, далеко не ясна. Например, в ряде районов и периодов в Европе, таких как ранний бронзовый век в Ирландии или поздний бронзовый век на Пиренейском полуострове, связь между могильным материалом и жилищным материалом очень слабая. В ряде группировок в настоящее время под названием "культуры" довольно сложно интегрировать последовательность металлических типов с керамическими формами, что часто является отражением проблемы связи захоронений с местом жительства.
Возможно, под влиянием скептицизма Кробера на культурную значимость погребальных обрядов и погребальных обычаев МВТС и его единомышленники склонны принижать значение погребения. В европейской археологии знания о жилом материале часто отстают от знаний о погребальных памятниках и их содержании. Хотя в некоторых случаях погребальный материал может отражать достаточно точную картину повседневной жизни, он часто состоит из культовых предметов, включая собственные формы керамики, которые имеют относительно мало аналогов в жилищном материале. Даже когда погребенный материал дает достаточно четкое представление о повседневной жизни, как, например, в Иберийский железный век, мы можем, как мне указал профессор Хулиан Сан Валеро, иметь определенную архаичную тенденцию, которая может нарушить наши предубежденные синхронизмы. Частично это может быть связано с консервативными тенденциями культовых практик, наличием реликвий или тем, что человек похоронен с предметами личного значения, изготовленными в юности, но совершенно не в моде во время его смерти.
Европейская тенденция сосредоточиться, погребальный материал частично обусловлен такими познавательными факторами, как то, что погребальные памятники зачастую легче распознавать на поверхности, чем места проживания, и, если ритуал не является сложным с точки зрения архитектуры, их легче раскопать. Более века коллекционирования, как частного, так и институционального, привело к накоплению большой массы материалов, состоящей из отдельных находок, в настоящее время хранящихся в основном в музеях, и эти отдельные предметы, когда учёным посчастливилось узнать место нахождения, вместе со спорадическими материалами, такими как клады, составляют совокупность доказательств почти равной по важности, когда это позволяет количество, строгого материала для раскопок, будь то жилье или захоронения. Таким образом, учёные сталкиваются с более неравномерной моделью открытия, чем та, которая лежит в основе MWTS.
Всегда необходимо спросить, является ли основной материал достоверной выборкой "нетленного содержания" культуры или искажением, вызванным случайными признаками открытия, например, сохранением некоторых типов памятников в несельскохозяйственных районах, простотой сохранения некоторых типов жилых помещений, таких как пещеры, в отличие от "открытых" мест проживания, или специфическими факторами сохранения, обусловленными чем-то, присущим культуре прошлого. Например, использование легко разлагаемого материала для большей части материального оборудования, такого как бамбук на Дальнем Востоке, или привычек расселения, например, кочевников, которые жили во временных палатках, но были похоронены в более постоянных сооружениях, чем оседлые сельские жители, так же занимались захоронением воды или деревьев и т.д. Многие из когнитивных факторов, искажающих нынешнюю картину преддокументальных археологических группировок, в конечном итоге исчезнут с будущими исследованиями и усовершенствованными методами раскопок или будут признаны искажениями из-за некоторых особенностей исследуемой культуры. Когда знания о местожительстве в Европе достигнут уровня знаний о погребении, учёным может быть представлена картина на уровнях V и VI совершенно иная, чем та, которая представлена в современных интерпретациях, даже если общие контуры нынешнего мышления на уровне IV остаются.
Комплексная схема Питтиони содержит больше желаемого, чем научный анализ, и вызывает скептическое восприятие в археологических кругах. Однако он содержит некоторые особенности, заслуживающие серьезного рассмотрения.
Однако относительная скудость элементов культуры является не единственной особенностью, отличающей культурные модели групп в плейстоценовый и постледниковый периоды; наиболее характерной особенностью, которая может быть отмечена в меньшей степени в последующие периоды, является динамика изменения культуры.
Таким образом, аббатство и клактонианец, кажется, имели продолжительность около 114 000 лет на цифрах Зевнера, основанных на хронологии Миланковича, и трех первых фаз Ахеульского чехла. 200 000 лет. Даже если текущие расчеты для Верхнего палеолита будут сокращены, учёные не могут думать в меньших единицах времени, чем 10 000-5 000 лет. Единицы измерения времени еще больше сокращаются в постледниковый мезолит, и по парахисторическому неолиту можно начать думать в единицах 500 лет и меньше. В некоторых ограниченных сферах культуры, таких как искусство, единица времени может прийти к поколению в Железный век. Действительно, стоит отметить, что на чердаке фигурные вазы середины VI в. до н.э. можно узнать по стилистическим приемам, даже если он не подписывает свои работы, как это было показано Бизли и другими классическими археологами. Это, пожалуй, самый ранний момент в Европе, когда мы можем постичь индивидуальное самовыражение личности через материальную культуру.
Поскольку контрасты во времени не столь сильны, как в Старом Свете, неудивительно, что американская археология не сталкивалась с проблемой возможного изменения социологических корреляций археологической культуры в зависимости от периода. В модифицированной шкале можно отметить возрастание темпов изменений от фольклорной к индейской группам раннего колониального периода, которые примерно совпадают со скоростями европейских групп от верхнего палеолита и мезолита до халколита. В Андах учёные имеют ставку, сопоставимую со ставкой полного европейского бронзового века в те времена, которые Уилли называет "флуоресцентными" и "экспансионистскими".
Последовательность уравнений Мердока почти такая же арбитражная, как и у Питтиони, хотя, как и у несвязанных рядов, элементы лучше продуманы социологически. Уравнения показывают серьезное отсутствие последовательного фундаментального разделения в том, что первые четыре члена его культурной серии генетически зачаты, а пятая — это географическая концепция, которая никоим образом не может быть аналогична биологической концепции семьи.
Хотя MWTS был специально разработан для решения проблем Среднего Запада Северной Америки, он содержит ряд концепций универсального применения, хотя выбор слов для их описания оставляет желать лучшего. Фактически, он может быть применен к любому относительно неизученному региону в качестве основы, на которой результаты обследования в сочетании с рядом стратегических раскопок могут быть довольно быстро интегрированы в прочную структуру. Поскольку в Европе существует иная модель поиска материала, над которым уже ведется интенсивная работа, было бы нецелесообразно пытаться применять всю схему целиком, но в некоторых областях ее применение может служить полезным средством проверки результатов, полученных в рамках традиционного европейского подхода. Кроме того, использование такого термина, как "компонент" для обозначения культуры отдельного объекта или периода объекта, позволило бы избежать некоторых злоупотреблений, которые слово "культура" слишком часто получает от археологов.
Фаза Филлипса и Уилли является базовой концепцией и, модифицированной для полной интеграции отдельных находок, кладов и захоронений, может быть положена в основу более точного определения археологической культуры, которую теперь можно описать как значительную группу единиц пространства-времени, состоящую, возможно, из одной, но обычно из нескольких фаз. Основные характеристики которых относятся к той же традиции.
Продолжение следует...