Тётенька в очках, старательно произносит слова, с гладкой прической, в английском костюме, с указкой в руках - вот классический образ учительницы времен развитого социализма.
У нее - все по правилам: учебник, домашние задания, новый материал, контрольная.
А как же по-другому? - спросят некоторые. Так положено. В учительском деле организованность, порядок - прежде всего.
А другие возразят: это не организованность, это консерватизм.
Так кто же прав?
Ясно одно. Современные школьники совсем другие, чем их мамы и папы. А значит, им нужны другие учителя.
"Забудем" про методики, дидактики, традиции и посмотрим, что же происходит на самом деле.
В школах уже нет учеников, которые представляют себе времена Советского Союза.
Общество стало более открытым, ориентированным на другие ценности - это не могло не сказаться на образовании.
В школу пришли компьютеры и интернет. Пришли дети, которые, в отличие от своих родителей, не понимают, почему они должны молча слушать учителя, не отрицая, даже если он не прав. Дети, которые не согласны терпеть грубость и авторитарность учителя.
Между учениками и учителями возникают споры, неформальные отношения, а иногда и дружба (вещи, невозможные в эпоху застоя!).
Естественно, образ доброй старой-учительницы, которая добросовестно отчитывает программу, - это прошлое.
В школу приходят совсем другие учителя - в джинсах, с гаджетами, знанием техники.
Ужас апологетов школьного консерватизма понятен - разрушаются устои.
Впрочем, можно создать новое, не разрушив старого или хотя бы часть его?
Один замечательный педагог и философ, академик( не буду называть) считает, что на современную педагогику влияют прежде всего две тенденции:
первая - научно-информационные технологии,
вторая - глобализация.
А это значит, что конкуренция, соперничество стран, наций, государств приобретает общепланетарный характер и главным критерием развития нации становится личностный уровень её граждан.
Основная нагрузка в выполнении этой задачи возлагается, конечно же, на школу.
Ведь сегодня нужно формировать не просто носителя знаний, а творческую личность, способную использовать эти знания в условиях конкурентной деятельности.
Справится ли с этой задачей учитель-консерватор?
Вряд ли!
Однако многие учителя буквально «тянут» в современную школу «атавизмы» прошлого.
Например, коллективизм.
Все - под одну гребенку, безликие и бесцветные, а кто попытается выразить нестандартную мысль или (не дай Бог!) совершил эксцентричный поступок, сразу ярлык - белая ворона, против коллектива!
Дальше
Отношения «учитель - ученик».
Говоря научным языком, традиционно - это субъект-объектные отношения.
Учитель - активный субъект,
ученик - пассивный объект.
Согласитесь: сегодня для личности, даже маленькой, совсем юной, странно быть только объектом, сосудом, в который «сливаются» потоки информации.
Если продолжать в том же духе авторитарной педагогики, мы получим неутешительный результат - специалиста, который знает на 10% больше формул, но при этом готов мириться с авторитаризмом со стороны общества, коллектива, руководителя.
Учителя, в большинстве, «не доросли» до требований современной школы и ... требований своих учеников.
Об этом стоит задуматься и внести в свою деятельность необходимые коррективы.
Школа сегодня другая.
Но существуют и должны быть сохранены вечные общечеловеческие ценности, и они отнюдь не попадают под ярлык «консерватизм».
Схематически их можно свести к библейским заповедям (не убий, не укради и др.), которые являются основой любой морали, независимо от времени, национальности, вероисповедания.