Найти в Дзене
Записки учителя

Консерватизм

Оглавление

Тётенька в очках, старательно произносит слова, с гладкой прической, в английском костюме, с указкой в ​​руках - вот классический образ учительницы времен развитого социализма.

У нее - все по правилам: учебник, домашние задания, новый материал, контрольная.

А как же по-другому? - спросят некоторые. Так положено. В учительском деле организованность, порядок - прежде всего.

А другие возразят: это не организованность, это консерватизм.

Так кто же прав?

Ясно одно. Современные школьники совсем другие, чем их мамы и папы. А значит, им нужны другие учителя.

"Забудем" про методики, дидактики, традиции и посмотрим, что же происходит на самом деле.

В школах уже нет учеников, которые представляют себе времена Советского Союза.

Общество стало более открытым, ориентированным на другие ценности - это не могло не сказаться на образовании.

В школу пришли компьютеры и интернет. Пришли дети, которые, в отличие от своих родителей, не понимают, почему они должны молча слушать учителя, не отрицая, даже если он не прав. Дети, которые не согласны терпеть грубость и авторитарность учителя.

-2

Между учениками и учителями возникают споры, неформальные отношения, а иногда и дружба (вещи, невозможные в эпоху застоя!).

Естественно, образ доброй старой-учительницы, которая добросовестно отчитывает программу, - это прошлое.

В школу приходят совсем другие учителя - в джинсах, с гаджетами, знанием техники.

Ужас апологетов школьного консерватизма понятен - разрушаются устои.

Впрочем, можно создать новое, не разрушив старого или хотя бы часть его?

Один замечательный педагог и философ, академик( не буду называть) считает, что на современную педагогику влияют прежде всего две тенденции:

первая - научно-информационные технологии,

вторая - глобализация.

А это значит, что конкуренция, соперничество стран, наций, государств приобретает общепланетарный характер и главным критерием развития нации становится личностный уровень её граждан.

Основная нагрузка в выполнении этой задачи возлагается, конечно же, на школу.

Ведь сегодня нужно формировать не просто носителя знаний, а творческую личность, способную использовать эти знания в условиях конкурентной деятельности.

Справится ли с этой задачей учитель-консерватор?

Вряд ли!

Однако многие учителя буквально «тянут» в современную школу «атавизмы» прошлого.

Например, коллективизм.

Все - под одну гребенку, безликие и бесцветные, а кто попытается выразить нестандартную мысль или (не дай Бог!) совершил эксцентричный поступок, сразу ярлык - белая ворона, против коллектива!

Дальше

Отношения «учитель - ученик».

Говоря научным языком, традиционно - это субъект-объектные отношения.

Учитель - активный субъект,

ученик - пассивный объект.

Согласитесь: сегодня для личности, даже маленькой, совсем юной, странно быть только объектом, сосудом, в который «сливаются» потоки информации.

Если продолжать в том же духе авторитарной педагогики, мы получим неутешительный результат - специалиста, который знает на 10% больше формул, но при этом готов мириться с авторитаризмом со стороны общества, коллектива, руководителя.

Учителя, в большинстве, «не доросли» до требований современной школы и ... требований своих учеников.

Об этом стоит задуматься и внести в свою деятельность необходимые коррективы.

Школа сегодня другая.

-3

Но существуют и должны быть сохранены вечные общечеловеческие ценности, и они отнюдь не попадают под ярлык «консерватизм».

Схематически их можно свести к библейским заповедям (не убий, не укради и др.), которые являются основой любой морали, независимо от времени, национальности, вероисповедания.

Остальное - ваш личный выбор, вопрос вашего профессионализма, интеллекта, компетентности, мобильности.

И желания соответствовать требованиям современной школы.