Найти в Дзене
ru-memorials

Т-72

Т-72 «Урал» — советский средний и основной танк.

Принят на вооружение в Вооружённых Силах СССР с 1973 года.
Т-72 разработан и производился Уралвагонзаводом в Нижнем Тагиле.
«Урал» состоит на вооружении стран СНГ, экспортировался в государства Варшавского договора, Финляндию, Индию, Иран, Ирак, Сирию.
Модификации Т-72 выпускались по лицензии в Югославии (M-84), Польше (PT-91), Чехословакии и Индии, которые их экспортировали.

-2

Т-72 разрабатывался, как более простой и дешёвый аналог первого советского основного боевого танка Т-64А.
Оснащённый той же 125-мм гладкоствольной пушкой 2А46 он был более технологичен, надёжен и имел больше резервов для модернизации.

-3

В СССР было выпущено более 20000 танков Т-72.
Ещё около 10000 выпустили по лицензии в других странах.
Большая часть этих танков до сих пор состоит на вооружении разных стран, включая Россию.
Последние, на текущий момент, модификации Т-72Б3 и Т-72Б3М считаются соответствующими самым современным требованиям по вооружению, системам управления огнём, защищённости и подвижности.

-4

Здесь же стоит самая первая модификация - чистый Т-72 без букв.
Отличительный признак - оптический дальномер, установленный перед командирской башенкой.
Это прямоугольный выступ с квадратной крышечкой на четырёх винтах в левой части снимка, позади большого прожектора.
Оптический дальномер был только у самой первой версии Т-72, затем его убрали и на этом месте у всех остальных Т-72 просто крыша башни с динамической защитой.

-5

Ещё один признак первой версии Т-72 - отсутствие системы постановки дымовых завес 902В "Туча".

Причём мортирок дымовых гранатомётов не только нет, но и отсутствуют следы их возможной установки (кронштейны, отверстия и т.п.).

-6

Туча появилась на Т-72А в 1979 году.
Выглядела вот так.

-7

Так же, нет и следов установки динамической защиты, которую добавили на Т-72АВ (1983) и Т-72Б (1985).

Сквозь металл не видно, но башня должна быть сплошная.
Это одна из основных причин модернизации 1979 года.
У Т-72А башня стала комбинированная.
В башне находятся два члена экипажа - командир и наводчик.
Заряжающего в Т-72 нет.
Вместо него стоит автоматизированный механизм заряжания.

-8

Верхняя лобовая деталь Т-72 состоит из трёх слоёв.
Самый верхний слой - 80 миллиметров броневой стали.
Следующий слой - 105 миллиметров стеклотекстолита.
Третий слой - ещё 20 миллиметров стали.
Наклон лобовой брони - 68°
Под ВЛД находится рабочее место механика-водителя -третьего члена экипажа Т-72.

В дальнейшем толщина ВЛД не раз увеличивалась.

-9

Ходовая часть Т-72.
Шесть опорных катков, три поддерживающих, ленивец и ведущее колесо.
Торсионы опорных катков левой и правой стороны расположены попарно рядом на всю ширину корпуса.
Схема расположения торсионов была одним из ключевых отличий Т-64А и Т-72.
У Т-64А торсионы обеих сторон находились на одной оси и в длину были, соответственно, только до середины корпуса.
Поэтому нагрузка на торсионы Т-64А была высокой, вследствие чего подвеска танка считалась ненадёжной.
Т-72 изначально был лишён этой проблемы.

-10

Танки Т-72 разных модификаций часто можно увидеть на парадах, танковом биатлоне, учениях и в боевых условиях (Сирия, Ирак, Украина).

А ещё они стали появляться в разных парках и музеях в виде памятников и экспонатов, как например, этот экземпляр, установленный в 2018 году в Парке Победы города Глубокое в Беларуси.