Найти тему

Как я в 16 лет с Камчатки ехал в Мордовию на пароходе, поезде и лошади

Здравствуйте! Сейчас расскажу историю, как я путешествовал с Камчатки на материк. Приятного чтения.

На дворе 1951 год. Год назад наша семья перебралась из Мордовии на Камчатку. Об этом я писал ранее (читайте здесь). Но по воле случая (в связи со смертью деда), мне предстояло возвращение в родные края. На тот момент мне стукнуло уже 16 лет.

Единственный путь на тот момент, морской транспорт. Поэтому выбора не было, кроме как плыть на пароходе. Плыл обратно с Камчатки до Владивостока на пароходе Азия. На пароходе работал наш земляк, Он поместил меня с собой в своей каюте. На дорогу дала мама жареную курицу и всякую другую еду. Из-за качки парохода мне было очень плохо. Голова болела непрерывно. Искал такое место на пароходе, где меньше качает. Старался больше находиться в средней части. Все пять дней ничего почти не ел. Курица протухла, и я выбросил ее в Тихий океан. Зимой вода в бухте на Камчатке замерзает. Пароход с трудом пробивал себе дорогу во льду. Разгонялся, ломая лед, останавливался. Немного назад и снова вперед. Между Сахалином и Японией пролив Лаперуза был скован льдом. Мы плыли между японскими островами по проливу Цугару (Сангарскому).

В 1951 г. прошлого века с железнодорожными билетами были большие проблемы. На железнодорожном вокзале Владивостока были две кассы. Одна - для всех (общая), другая - воинская. Около общей кассы вывеска, кто пользуется льготами. Перечислены льготники, а их много было. Поездов мало ходило. Огромная очередь у билетной кассы. Перед продажей билетов на поезд до Москвы толпа людей возрастала. И когда открывали окошечку, ширина и длина очереди еще больше увеличивались, и уже лезли, кто - как мог, толкая локтями. Мне надо было брать билет на поезд Владивосток – Москва.

Точно не помню, сколько за сутки отправляли таких поездов с этим названием. Возможно, два поезда было, но это недостаточно. Я, как и все, занимал очередь. Стоял, ждал, и постепенно очередь удлинялась и утолщалась. Не доходя до окошечка, слабые пассажиры сильными крепкими мужчинами выдавливались к краю очереди. Билеты доставались только людям, идущим по центру очереди. Мне было 16 лет, и достаточной силой я не обладал. Один поезд пропустил, другой пропустил. Вторые сутки уже кончались, что делать. На поезда, идущие в другие города, очереди были немного меньше, но по-прежнему непреодолимые для меня. Решил брать билет на поезд, идущий в другой город. Лишь бы уехать из Владивостока. У воинской кассы был всегда порядок. Подходили военные и брали билеты. Очередей здесь не было. Вдруг заметил, что выстроилась большая очередь из мужчин в черной одежде у этой воинской кассы. Начали продавать билеты, я тоже встал в очередь.

Купил там билет на поезд, идущий до Иркутска. Обрадовался. Дали в этот же вагон, что и тем, с которыми стояли в очереди. Весь вагон был заполнен людьми в черной одежде. Вначале не понял. Какие-то люди, не такие как все. Курили в вагоне, пили водку, в карты играли, необычная лексика разговора, одинаковая черная форма одежды. Нет ни одной женщины в вагоне. Потом сообразил, прислушиваясь к их разговорам. Оказалось, что они освободились из тюрем. Хочу отметить, что люди не одинаковые и по разным причинам оказались в заключение. Я не осуждаю их поведения, но вот такая общая обстановка была в вагоне. Вероятно, с Камчатки пароход их привез. Он же не каждый день ходил, а примерно, через десять дней. Вот и накопилось их столько много. Там заключенных в то время было много.

Ехали в плацкартном вагоне. Мне дали билет на верхнюю полку. На противоположной полке ехал бухгалтер, растративший государственные деньги. Так он мне представился. Вроде уже познакомились, днем беседовали хорошо. Все деньги, которые мне дала мама на дорогу, я держал в костюме во внутреннем кармане с пуговицей. Я его никогда не снимал, зная обстановку. Ложился спать в этом же костюме. Однажды ночью, когда спал на спине, почувствовал вдруг над грудью костюм начал шевелиться. Спал и сейчас сплю чутко.

Открыв глаза, вижу, мой сосед с соседней полки, протянув руку, сунул два пальца в мой внутренний карман и уже почти вытягивал деньги. Но этому мешала застегнутая на пуговицу петелька. По ширине отверстия не проходили деньги. Я ему сразу сказал: "Что вы делаете!" Он ответил: "Замолчи, ночь, все спят, форточка у твоей головы, видишь с какими людьми едешь". И я замолчал. Форточка, действительно, была достаточна по высоте, чтобы я мог пролезть через него.

И так доехал до Иркутска. Там с трудностям, но с меньшими, взял билет до Новосибирска. Вокзал в Новосибирске красивый. Отсюда с новым билетом поехал до станции Ковылкино. От г. Ковылкино до нашей деревни 80км. Люди обычно добирались на попутном транспорте. Я вышел на окраину города и ждал у дороги на Краснослабодск попутную машину. Вдруг смотрю, на лошадях с санями едут наши деревенские мужики в нашу сторону. По-моему, было три подводы (запряженных лошадей). Обрадовался я, а они удивились, как мог оказаться я здесь, будучи уехавшим на Камчатку. На сани сел и поехали домой. Чтобы ноги не замерзали, систематически слазили с саней и шли пешком за подводами. Наши мужчины оказались в Ковылкине потому, что в зимний период колхоз отправлял зерно на ближайший элеватор. Вот так из Камчатки доехал до деревни.

Спасибо за внимание.