Начало читайте в статье " Использование археологии для оценки численности населения и реконструкции землепользования" на моем канале.
Понимание движущих сил и последствий динамики народонаселения в прошлом имеет большое значение.
Этого можно добиться только путем получения археологических результатов, легко сопоставимых с климатическими или палеоэкологическими показателями.
Рассматриваемым регионом является Моравия (восточная часть Чешской Республики), откуда были собраны данные обо всех имеющихся археологических объектах и находках, относящихся к 10 000 до н.э. и 1250 г. до нашей эры.
Были проанализированы археологические находки 1685 современных гражданских приходов (основные административно-управленческие единицы), которые содержат записи о 18 736 археологических компонентах, классифицированных по основным функциям (поселение, захоронение, городище, городище, следы и т.д.).
Пространственная точность отличается для всех компонентов (точно расположенные компоненты в сравнении с теми, которые находятся только в округе); поэтому использовался округ в качестве общего пространственного знаменателя.
Временная точность археологических датировок также варьируется.
Некоторые компоненты имеют неточные даты: 5400 до н.э. - 2000 до н.э. (для большинства недиагностических артефактов из полированного камня), в то время как другие были датированы ближайшим десятилетием.
Принимая во внимание относительный подход к нестандартной динамике численности населения во времени, использовались несколько процедур моделирования.
Моделирование методом Монте-Карло помогло количественно оценить неопределенность во временной плотности компонентов.
Была смоделирована тысяча потенциальных временных рядов, в которых каждому археологическому компоненту был присвоен случайный однолетний срок в пределах его временного интервала.
Был создан кумулятивный график этих имитационных прогонов для каждой из датируемых точек.
В начале неолита наблюдается быстрый рост археологических находок, который был связан с изменением образа жизни и переходом к сельскому хозяйству и животноводству.
Последующий период показывает уменьшение количества доказательств, которое заканчивается в период перехода к бронзовому веку.
Эту долгосрочную количественную модель человеческой деятельности можно легко сравнить с палеоэкологическими и климатическими моделями.
Пространственное моделирование прошлой деятельности человека основано на схожих характеристиках занятости прихода, которые рассчитываются как доля имитационных прогонов, в которых приход считался занятым.
Позднее эти значения были интерполированы с природным методом соседей в географической информационной системе.
Землепользование, включающее выращивание зерновых и скотоводство, охватывало гораздо более обширные территории в начале неолита, около 5500 г. до н.э., а столетиями позже - в среднеевропейском энеолите.
Позже, в бронзовый век, особенно после 1500 года до н.э., человеческая деятельность стала гораздо более интенсивной, и человеческие сообщества поселились на большей части доступных низменностей.
Что может предложить археология?
Оценки численности населения и переустройство землепользования на основе археологических данных на глобальном уровне зависят от наличия специализированных баз данных о датах или объектах, датируемых радиоуглеродом.
Качество имеющихся наборов данных варьируется в зависимости от региона. Наблюдаемая динамика археологических раскопок, скорее всего, отражает динамику популяции в целом, однако необходимо признать и устранить возможные источники предвзятости.
Наиболее значимые качественные и количественные преобразования антропогенных остатков обусловлены пред- и постотложными тафохимическими процессами.
То, как люди строили свои жилища или хоронили своих умерших, масштабы эрозии, интенсивность обследований и раскопок - все это влияет на имеющиеся наборы данных.
Поэтому нужно проявлять осторожность при использовании этих реконструкций.
Однако эти разнообразные существующие наборы данных и региональные модели, включая знания о существовавших ранее социальных структурах и сельскохозяйственных технологиях, могут быть включены в оценку землепользования и динамики народонаселения в прошлом на глобальном уровне, а также способствовать изучению взаимосвязи между экологическими изменениями и социальными аспектами жизни населения прошлого.