Вообще, музеев в Елабуге много – во все зайти за один день, отведенный на Елабугу, мы, конечно, не успели. Расскажу лишь о тех из них, что успели посетить, а также о колыбели города - древнем городище с остатками булгарской крепости Х века.
На границе бывшей Татарской слободы сохранился дом Бродельщиковых, в котором в эвакуации на постое провела последние дни своей жизни Марина Цветаева. В этом же доме ее жизнь трагически оборвалась 31 августа 1941 года. Сейчас здесь мемориальный Дом памяти, который можно посетить с экскурсией, а неподалеку есть еще и литературный музей Цветаевой. Похоронена Марина Ивановна также в Елабуге, но могила ее была утеряна, и сейчас воссоздана символически – примерно на том участке кладбища, где хоронили эвакуированных. До могилы Марины Ивановны мы, к сожалению, не дошли - не хватило времени. В ходе экскурсии нам рассказали, что в Елабуге было проведено отпевание М.Цветаевой, что нам удивило - все-таки она покончила с собой. Но экскурсовод объяснила, что самоубийство Цветаевой церковь приравнивает к убийству.
Неподалеку от музея Цветаевой стоит старая каменная изба-портомойня, где еще в сер. ХХ века местные жительницы полоскали белье. Городской водопровод существовал в городе с 1831 г. Посещала ее в 1941 г и Марина Ивановна. Сейчас здесь музей, где можно своими глазами увидеть и представить, как функционировало подобное сооружение.
В Елабуге последние 30 лет своей жизни провела известная кавалерист-девица Н.А. Дурова - герой войны 1812 года, ординарец М.И. Кутузова и кавалер ордена св. Георгия. Сохранился добротный деревянный дом, где она жила, – в нем сейчас находится музей, рассказывающей о судьбе этой незаурядной женщины. Оказывается, кавалерист-девица - не совсем точное название, поскольку "девицей"-то Надежда Андреевна на момент поступления в армию и не была: в 18 лет ее выдали замуж, а через год у нее родился сын. Но семейная жизнь не сложилась, та что об этом эпизоде биографии Дурова предпочитала не вспоминать. Кстати, орден она получила из рук самого царя (который, по-видимому, знал кто она такая на самом деле) за проявленную на поле боя доблесть (вынесла на себе с поля боя раненного офицера). По выходу в отставку через 10 лет военной службы Н.А. Дурова поселилась в Елабуге. Она, кстати, получала военную пенсию, но также занялась литературой: ее "Записки кавалерист-девицы", основанные на собственных дневниковых записях, высоко оценил сам Пушкин. По воспоминаниям современников, и в гражданской жизни Надежда Андреевна, давно отвыкшая от своего настоящего имени, называла себя Александром Соколовым (как и в армии), носила мужской костюм (на что, конечно, в ознаменование ее заслуг перед отечеством было дано высочайшее соизволение) - в общем, вела себя нестандартно даже по понятиям нашего времени... И тем не менее, была вполне уважаемым членом социума - все-таки когда надо, и в то малотолерантное время власть и общество (даже провинциальное!) умели проявлять должную терпимость и здравый смысл. Умерла Н.А. Дурова в Елабуге в возрасте 82 лет. Ее моглила сохранилась на бывшем Троицком кладбищем кладбище рядом с руиной Троицкой церкви (1830-1832 гг).
В Елабужском уезде в 1857 г родился известный психиатр и физиолог В.М. Бехтерев – здесь есть музей уездной медицины его имени, разместившийся в здании хирургического корпуса бывшей земской больницы, построенной в 1881 г купцом А.Барановым. Напротив стоит здание бывшей лечебницы для душевнобольных, подаренное городу в 1890 г купцом С.Гирбасовым.
Уроженцем Елабуги был известный русский живописец И.И. Шишкин – его музей также находится на улице Набережной, откуда открывается великолепный вид на пойму реки Тойма. Но сюда внутрь мы уже не пошли, только снаружи осмотрели. Перед музеем установлен памятник художнику, от которого прекрасно видно т.н. Чертово городище – древнейший из сохранившихся памятников города.
Идти от центра Елабуги до городища, несмотря на кажущуюся близость, прилично – около двух километров. Потом еще надо взобраться на высокий холм, с которого открывается хороший вид на слияние рек Кама и Тойма. На вершине до сих пор можно увидеть остатки булгарской крепости, как пишут в туристических буклетах, Х века, самый сохранный фрагмент которой - круглая башня, частично восстановленная в XVIII-XIX веках монахами существовавшего здесь мужского монастыря и властями Елабуги. Сейчас вокруг городища разместились рестораны и иные увеселительные учреждения, а рядом установлен памятник булгарскому эмиру Ибрагиму I бен Мухаммаду, при котором Волжская Булгария приняла ислам. Но о Булгарии я расскажу более подробно, когда буду писать о нашей поездке в Великий Болгар.
Выношу из комментариев к данному посту интересную информацию от очень знающего, судя по всему, человека. Вот про Чертово городище:
"датировка X века же вообще взялась нелепейшим образом. По стратиграфии Чертова городища в месте мечети сперва существовала плотная застройка жилых домов, а потом на их месте мечеть. Татарские археологи нашли находки керамики 12-13 веков, а из 14го века не было найдено ничего. Из чего был сделан предварительный вывод, что застройка была в 10ом веке, в 12-13 веке была мечеть (датируемая по керамике), а в 14ом веке не было ничего, так как мечеть была разрушена монгольским нашествиям.
Но важная деталь - датирующей керамикой были обломки горшков, сковородок, тарелок. По сути мусор. А где будет больше мусора из битой посуды? В частном секторе, или в мечети?)) Конечно же на этом месте находок 14го века нет только лишь потому, что мечеть в это время действовала, и мусор там убирался. Поэтому предварительная датировка была отвергнута как ложная. Но..видимо не для туристической индустрии."
"Петр I основывал возле руин монастыри, чтобы монахи охраняли развалины от крестьян, мечтающих разжиться халявным кирпичом и камнем. Во времена существования монастыря от мечети оставалось 2 башни, 1 полубашня и стена между ними. Екатерина II закрыла в России очень много монастырей, включая и этот. Крестьяне несказанно тому обрадовались и с превеликим удовольствием разобрали все руины кроме одной башни (она стояла ближе всего к оврагу и ее строители сделали самый мощный фундамент и кладку, так что в XVIII веке башню просто физически не смогли расколупать на камни). В XIX веке, при Шишкине, фундамент подмыло и часть стены башни обрушилась. Шишкин ее восстановил."
А наша прогулка по городу на этом была окончена, на следующий день нас ждал неблизкий путь в Казань, о которой речь пойдет в другой раз. А сама Елабуга произвела на нас самое приятное впечатление: уютный, чистый и ухоженный город с обширным сохранным историческим центром и очень благоустроенными новыми районами. Гуляя по ним, как-то нетрудно представить себе, что жить здесь комфортно и приятно - очень надеюсь, что так оно и есть на самом деле.