Найти в Дзене

Споры вокруг музея и художественной галереи Нортгемптона.

Внимание средств массовой информации, общественного интереса и профессионального внимания привлекают не только приобретения. Более редкая деятельность по изъятию (изъятию предмета из постоянной коллекции) или его отчуждению путем продажи или уничтожения также может привлечь внимание музея - в данном случае с крайне негативными последствиями.

Споры вокруг продажи музеем и художественной галереей Нортгемптона (NMAG) статуи Сехемки древнего Египта начались в 2012 году, когда Совет округа Нортгемптон (NBC), которому принадлежит музей, объявил о предлагаемой продаже статуи для сбора средств на ключевые проекты наследия и музея. В то время NBC сообщила, что предположительная стоимость статуи оценивается в 2 млн. фунтов стерлингов, что было оценено экспертами в ходе оценки страховой компании.

После этой оценки она была снята с экспозиции, как сообщается, по соображениям безопасности. В ноябре 2012 г. NBC начала публичный опрос местного населения о том, как они хотят потратить выручку от продажи статуи. В ходе консультаций было получено 173 ответа, из которых 71 % указали, что они хотят реинвестировать эти средства в музей и художественную галерею. Позднее Ассоциация музеев (MA) выступила с критикой этого исследования, прокомментировав его следующим образом: в анкете респондентам просто предлагается указать, в какую область инвестирования следует направить выручку от продажи. В нем не спрашивается, стоит ли продолжать продажу, и не признается историческая значимость объекта для музея.

Вскоре появились возражения против продажи, и Группа действий Спасем Секемку начала кампанию против продажи. Совет по искусству Англии (ACE) предупредил, что продажа может поставить под угрозу аккредитацию музея. В более позднем заявлении Скотт Фёрлонг, директор Отдела экспорта и займов ACE по приобретению активов, написал: Обзор и утилизация коллекций является важной частью эффективного управления коллекциями, и существуют четкие руководящие принципы, устанавливающие этические рамки, четко указывающие на наличие долгосрочных обязательств, которые хранители нашего общего наследия должны учитывать до принятия любого решения о продаже предметов.

Те, кто предпочитает подходить к продаже коллекций цинично или без учета отраслевых стандартов или своих долгосрочных обязательств, будут лишь еще больше отдалять как ключевых спонсоров, так и общественность, которая доверила им заботу о нашем общем наследстве.

Еще одна спорная область возникла вокруг права собственности на статую и права NBC на ее продажу. Совет заявил, что статуя была подарена музею в 1880 году четвертым маркизом Нортгемптона. Однако в 2013 году седьмой маркиз, лорд Нортгемптон, получил юридическое заключение о том, имеет ли NBC право продавать его после того, как в 1880 году появилось соглашение о том, что предметы, переданные четвертым маркизом, включая коллекцию древностей Египта, будут выставлены на обозрение общественности на вечность и что совет никогда не должен распоряжаться какой-либо частью коллекций.

В случае любого невыполнения обязательств по настоящему соглашению в акте говорится: указанная коллекция возвращается маркизу, его наследникам или цессионариям и подлежит восстановлению в том же состоянии, в каком она была получена. NBC получила юридические консультации по вопросам собственности, и с лордом Нортгемптоном была достигнута договоренность о том, что он получит 45 % от окончательной суммы продажи. Статуя не была конкретно упомянута в первоначальном акте, и официального документа о ее приобретении не существует. 1 июля 2014 года Ассоциация музеев призвала NBC переосмыслить предлагаемую продажу.

Если только совет не будет искать альтернативные источники финансирования, сказал Дэвид Флеминг, председатель комитета по этике ОУ, то ОУ не может одобрить продажу. Несмотря на это предупреждение, статуя была выставлена на аукцион в Christie's в Лондоне. За неделю до аукциона Комитет по египтологии Международного совета музеев поддержал призыв министерства древностей Египта к NBC прекратить продажу на том основании, что продажа артефактов для оплаты институциональных расходов строго противоречит этическим кодексам национальных и международных органов по охране наследия.

Министерство древностей и наследия Египта призвало вернуть эту статуэтку Египту. Между тем посол Египта Ахсраф Элкхоли осудил предлагаемую продажу как злоупотребление египетской археологией и культурными ценностями. Тем не менее, 10 июля 2014 года статуя была продана зарубежному покупателю за £15 762 500 (включая премию в размере £1 762 500), мировой рекорд по древнеегипетскому искусству на аукционе.

Ориентировочная цена была от 4 до 6 млн. фунтов стерлингов. В ответ на запрос о свободе информации в июне 2015 года NBC заявила, что получила 15 762 500 фунтов стерлингов от продажи и не упомянула о премии покупателя, обычно взимаемой аукционным домом. Из этой суммы он сказал, что заплатил £6,741,000 лорду Нортгемптону (который позднее пожертвовал £1 млн. своей выручки в Northamptonshire Community Foundation и £782,500 - Christie's в счет продажи. NBC сообщила, что потратила 58 048,56 фунтов стерлингов на юридические консультации в связи с продажей и 900 000 фунтов стерлингов на покупку бывшего здания тюрьмы для будущего расширения музея.

Из общей суммы поступлений в размере 8 239 000 фунтов стерлингов, которые, по его словам, он получил, у него осталось 7 172 629,41 фунтов стерлингов. За продажей последовало широкое осуждение со стороны финансирующих организаций и музейных работников. Фонд искусства одним из первых ответил, отметив, что в случае лишения аккредитации, NMAG больше не будет иметь права обращаться к нам и другим крупным спонсорам за финансированием приобретений, капитальных проектов и художественных или образовательных программ. ACE исключила музеи Нортгемптона из своей системы аккредитации по крайней мере до 2019 года, постановив, что продажа музеев нарушила требуемые стандарты для управления их коллекциями.

Негативные последствия этого ощущались в ноябре 2014 года, когда Фонд лотереи Heritage Lottery Fund отклонил заявку NBC на грант в размере 240 400 фунтов стерлингов на организацию выставки обуви. Ассоциация музеев запретила NBC членство минимум на пять лет. Когда покупатель статуи обратился за разрешением на вывоз, Комитет по обзору ACE по вывозу произведений искусства и предметов культуры рекомендовал установить запрет на вывоз. Министр культуры Эд Вайзей в марте 2015 г. установил запрет на вывоз статуи, предоставив четыре месяца заинтересованным сторонам для сбора соответствующих средств на ее хранение в Великобритании.

Отсрочка действия экспортной лицензии была продлена после заявления заинтересованных сторон, однако в апреле 2016 года запрет был снят после того, как покупатель из Великобритании не смог собрать необходимые средства. В октябре 2016 года BBC сообщило, что статуя предположительно была экспортирована в США анонимным покупателем. NBC последовательно утверждала, что статуя не вписывается в ее коллекции, которые в основном посвящены обувному наследию города, и что поступления от продажи внесут существенный вклад в предлагаемое расширение музея и художественной галереи Нортгемптона на 14 млн. фунтов стерлингов.

После продажи в 2014 году советник Дэвид Макинтош, лидер совета округа Нортгемптон, сказал: эти деньги позволят нам реализовать наши захватывающие планы на будущее музейной службы. Каждая копейка огорожена для Музейной службы, и теперь мы воплотим в жизнь наши планы по реконструкции музея.

В феврале 2017 года начались работы по переоборудованию и расширению НМАГ, на которые, как ожидается, уйдет два года. Однако остаются серьезные вопросы по поводу хода и результатов этого процесса. Кодекс этики Ассоциации музеев четко устанавливает, что распоряжения о привлечении средств должны приниматься только в качестве крайней меры, а ОУ и другие критики утверждают, что в этом случае все другие варианты привлечения средств для капитального проекта не были полностью изучены до продажи статуи.

Кроме того, разделение доходов с лордом Нортгемптоном позволяет предположить, что вопрос о законном владении статуей не был полностью решен. После аукциона Группа действий Спасти Секхемку утверждала, что денежные убытки NMAG после лишения аккредитации ACE, вероятно, будут больше, чем выручка от продажи. Группа предположила, что можно было бы собрать аналогичные или большие суммы для расширения музея путем сбора средств, и что Нортгемптон (и страна) все еще могли бы иметь этот исключительный артефакт в качестве главного экспоната своей коллекции.

Спасибо, что читаете меня) Буду благодарна вашим комментариям.