Хищения, мошенничество, финансовые махинации, притеснения, злоупотребление властью - это проблемы, которые существуют в истории власти на протяжении столетий. Часто говорят, что "власть меняет людей" или "власть коррумпирована".
Исследования социальных психологов показали, что действительно, являемся ли мы "правителями" или "подчиненными", могут существенно повлиять на наше поведение и мышление. Мы часто думаем, что это не относится к нам, мы убеждены в нашей праведности и нравственности.
Оказывается, все не так просто, потому что изменения, сопровождающие ощущение власти, идут глубже, чем мы ожидали. Быть начальником или подчиненным сильно влияет на наши эмоции и даже на когнитивное функционирование, т.е. на то, как мы думаем или воспринимаем людей и ситуации.
Наряду с изменением точки зрения, нашей эмоциональности, самооценки, того, как мы обрабатываем информацию, тенденции действовать или сопереживать изменениям, это происходит вне нашего сознания.
Чрезмерный оптимизм имеет свои дальнейшие последствия. Например, это приводит к появлению так называемой иллюзии контроля, т.е. убеждения, что человек способен влиять на ситуации, на которые его влияние не оказывает реального влияния - например, на результат броска костей.
Проявлением этого механизма является то, что под влиянием хорошего настроения мы предпочитаем бросать кости в игру сами, а не отдавать их в руки другим. Как показали некоторые исследования - когда людям дается ощущение власти, каждый предпочитает бросать кости самостоятельно, в ложном убеждении, что это увеличит шансы на победу.
Мир глазами правителя - стереотипное и абстрактное мышление
Высокая самооценка и чрезмерный оптимизм влияют на образ мышления и восприятие окружающих. Начальники более склонны мыслить стереотипно и абстрактно, чем их подчиненные.
Стефани Гудвин и ее коллеги обнаружили тенденцию к стереотипному мышлению лидерства в серии психологических экспериментов, в которых при тестировании в нейтральной роли босса или подчиненного попросили прочитать информацию о его будущих коллегах, которая была либо гендерно совместимой, либо гендерно противоречивой.
Те, кто оценивал коллег как боссов, уделяли гораздо больше внимания гендерно-стереотипным характеристикам, чем гендерно-негативным характеристикам (как показывает время чтения). Этот эффект не наблюдался у нейтральных наблюдателей, а у тех, кто читал описания своих будущих боссов, наблюдался обратный эффект, т.е. больше внимания уделялось нестереотипным признакам.
Откуда берется эта тенденция? По мнению одного исследователя, это связано с тем, что количество людей, которые управляют и контролируют, значительно меньше, чем количество "управляемых" людей. Например, на 30 учеников в классе приходится 1 учитель. Очевидно, что учитель не в состоянии разделить свое внимание на 30 человек, поэтому он обязательно обобщает.
Другая теория заключается в том, что стереотипное и общее мышление руководителей служит для сохранения их положения, укрепляя их убеждение в том, что они сами заслуживают власти и привилегии контролировать других.
Абстрактность - еще одна особенность мышления, которая проявляется под влиянием высокого положения. Абстрактность - это способность выходить за рамки конкретного, обобщать, видеть широкую перспективу. Так же, как смотря на элемент с большой высоты, мы можем видеть все больше и в более широком контексте, за счет деталей, как если бы мы сидели в "высокой" позиции: расстояние позволяет нам видеть больше, за счет деталей.
Такой образ мышления открывает возможности для более широкого понимания событий и контроля над ними. Однако она также имеет менее очевидные последствия тенденции основывать моральные суждения на общих правилах, а не на отдельных вопросах.
Если, например, учитель устанавливает правило – за избиение других ребенок становится в угол, учитель отправляет ребенка в угол, даже если его агрессивное поведение было реакцией на болезненное преследование коллеги - например, вызов или плевание из плевательницы. Таким образом, можно сказать, что "власть слепа" к отдельным вопросам и склонна к механическому принуждению к соблюдению установленных правил.
Стоит отметить, что люди, получившие более высокую должность в экспериментах, быстрее решали задачи и мыслили более гибко, потому что в отличие от людей, которым была отведена роль подчиненных в эксперименте, они смогли лучше идентифицировать информацию, относящуюся к задаче.
Холодная сила - куда делась эмпатия?
Те, кто у власти, также оказываются менее восприимчивы к общим социальным нормам, менее эмпатичны и склонны относиться к другим нормативно.
Эмпатия была изучена Галинским и его коллегами в эксперименте, в ходе которого под видом исследования зрительно-моторной координации респондентов попросили нарисовать заглавную букву Е на собственном лбу. Большинство людей обычно рассматривают перспективу человека, который увидит надпись на лбу и напишет письмо таким образом, чтобы его можно было прочитать другим.
Лишь 12% людей пишут букву "со своей точки зрения". Пробудив чувство власти, этот процент увеличился почти втрое! Это означает, что по мере увеличения должности тенденция учитывать чужую точку зрения уменьшается.
Исследования Ван Клефа показали, что люди с высоким чувством власти реагируют с меньшим стрессом и состраданием, слушая сложные признания другого человека. Это означает, что политические лидеры, менеджеры, директора компаний "выключают" эмпатию, слушают себя, а не других, что, с одной стороны, позволяет им сохранить свою "холодную голову" и принимать рациональные решения, но, с другой стороны, заставляет их игнорировать чувства и эмоции других, чтобы достичь своих целей.
Положительная сторона власти заключается в том, что она улучшает наше интеллектуальное функционирование - она заставляет нас мыслить более абстрактно и целенаправленно. Повышая самооценку и улучшая настроение, которое сопровождает чувство силы, мы также усиливаем нашу склонность к действию.
К сожалению, рост чувства власти сопровождается снижением эмпатии, снижением склонности к соблюдению социальных норм и учёту чужой точки зрения, а значит и снижением уровня социального функционирования.
Указанные механизмы, которые инициируются в нас чувством власти, позволяют частично понять (но не оправдать) большое количество злоупотреблений "людьми у власти".
Эти эксперименты можно рассматривать как психологическое любопытство, но на самом деле они касаются каждого из нас и могут помочь нам лучше понять себя. В нашей повседневной жизни мы выполняем различные функции: родители, дети, учителя, служащие, начальники. В различных ролях и ситуациях мы иногда больше находимся в положении "правителя" или "подчиненного".
Поэтому стоит рассмотреть различные искажения и тенденции, которые влияют на наше поведение, эмоции, восприятие и оценку окружающих нас людей в зависимости от того, сколько власти у нас есть в данный момент времени и в определенных отношениях.