Найти в Дзене
Познай себя

Психология лидерства - как власть меняет людей?

Оглавление

Хищения, мошенничество, финансовые махинации, притеснения, злоупотребление властью - это проблемы, которые существуют в истории власти на протяжении столетий. Часто говорят, что "власть меняет людей" или "власть коррумпирована".

https://i.pinimg.com/564x/17/9f/d0/179fd0ad3bd5bf80f521190db86d7295.jpg
https://i.pinimg.com/564x/17/9f/d0/179fd0ad3bd5bf80f521190db86d7295.jpg

Исследования социальных психологов показали, что действительно, являемся ли мы "правителями" или "подчиненными", могут существенно повлиять на наше поведение и мышление. Мы часто думаем, что это не относится к нам, мы убеждены в нашей праведности и нравственности.

Оказывается, все не так просто, потому что изменения, сопровождающие ощущение власти, идут глубже, чем мы ожидали. Быть начальником или подчиненным сильно влияет на наши эмоции и даже на когнитивное функционирование, т.е. на то, как мы думаем или воспринимаем людей и ситуации.

Наряду с изменением точки зрения, нашей эмоциональности, самооценки, того, как мы обрабатываем информацию, тенденции действовать или сопереживать изменениям, это происходит вне нашего сознания.

Чрезмерный оптимизм имеет свои дальнейшие последствия. Например, это приводит к появлению так называемой иллюзии контроля, т.е. убеждения, что человек способен влиять на ситуации, на которые его влияние не оказывает реального влияния - например, на результат броска костей.

Проявлением этого механизма является то, что под влиянием хорошего настроения мы предпочитаем бросать кости в игру сами, а не отдавать их в руки другим. Как показали некоторые исследования - когда людям дается ощущение власти, каждый предпочитает бросать кости самостоятельно, в ложном убеждении, что это увеличит шансы на победу.

Мир глазами правителя - стереотипное и абстрактное мышление

Высокая самооценка и чрезмерный оптимизм влияют на образ мышления и восприятие окружающих. Начальники более склонны мыслить стереотипно и абстрактно, чем их подчиненные.

Стефани Гудвин и ее коллеги обнаружили тенденцию к стереотипному мышлению лидерства в серии психологических экспериментов, в которых при тестировании в нейтральной роли босса или подчиненного попросили прочитать информацию о его будущих коллегах, которая была либо гендерно совместимой, либо гендерно противоречивой.

Те, кто оценивал коллег как боссов, уделяли гораздо больше внимания гендерно-стереотипным характеристикам, чем гендерно-негативным характеристикам (как показывает время чтения). Этот эффект не наблюдался у нейтральных наблюдателей, а у тех, кто читал описания своих будущих боссов, наблюдался обратный эффект, т.е. больше внимания уделялось нестереотипным признакам.

Откуда берется эта тенденция? По мнению одного исследователя, это связано с тем, что количество людей, которые управляют и контролируют, значительно меньше, чем количество "управляемых" людей. Например, на 30 учеников в классе приходится 1 учитель. Очевидно, что учитель не в состоянии разделить свое внимание на 30 человек, поэтому он обязательно обобщает.

Другая теория заключается в том, что стереотипное и общее мышление руководителей служит для сохранения их положения, укрепляя их убеждение в том, что они сами заслуживают власти и привилегии контролировать других.

Абстрактность - еще одна особенность мышления, которая проявляется под влиянием высокого положения. Абстрактность - это способность выходить за рамки конкретного, обобщать, видеть широкую перспективу. Так же, как смотря на элемент с большой высоты, мы можем видеть все больше и в более широком контексте, за счет деталей, как если бы мы сидели в "высокой" позиции: расстояние позволяет нам видеть больше, за счет деталей.

Такой образ мышления открывает возможности для более широкого понимания событий и контроля над ними. Однако она также имеет менее очевидные последствия тенденции основывать моральные суждения на общих правилах, а не на отдельных вопросах.

Если, например, учитель устанавливает правило – за избиение других ребенок становится в угол, учитель отправляет ребенка в угол, даже если его агрессивное поведение было реакцией на болезненное преследование коллеги - например, вызов или плевание из плевательницы. Таким образом, можно сказать, что "власть слепа" к отдельным вопросам и склонна к механическому принуждению к соблюдению установленных правил.

Стоит отметить, что люди, получившие более высокую должность в экспериментах, быстрее решали задачи и мыслили более гибко, потому что в отличие от людей, которым была отведена роль подчиненных в эксперименте, они смогли лучше идентифицировать информацию, относящуюся к задаче.

Холодная сила - куда делась эмпатия?

Те, кто у власти, также оказываются менее восприимчивы к общим социальным нормам, менее эмпатичны и склонны относиться к другим нормативно.

Эмпатия была изучена Галинским и его коллегами в эксперименте, в ходе которого под видом исследования зрительно-моторной координации респондентов попросили нарисовать заглавную букву Е на собственном лбу. Большинство людей обычно рассматривают перспективу человека, который увидит надпись на лбу и напишет письмо таким образом, чтобы его можно было прочитать другим.

Лишь 12% людей пишут букву "со своей точки зрения". Пробудив чувство власти, этот процент увеличился почти втрое! Это означает, что по мере увеличения должности тенденция учитывать чужую точку зрения уменьшается.

https://i.pinimg.com/564x/4f/4d/e8/4f4de810c0df8509e03b2adc08543356.jpg
https://i.pinimg.com/564x/4f/4d/e8/4f4de810c0df8509e03b2adc08543356.jpg

Исследования Ван Клефа показали, что люди с высоким чувством власти реагируют с меньшим стрессом и состраданием, слушая сложные признания другого человека. Это означает, что политические лидеры, менеджеры, директора компаний "выключают" эмпатию, слушают себя, а не других, что, с одной стороны, позволяет им сохранить свою "холодную голову" и принимать рациональные решения, но, с другой стороны, заставляет их игнорировать чувства и эмоции других, чтобы достичь своих целей.

Положительная сторона власти заключается в том, что она улучшает наше интеллектуальное функционирование - она заставляет нас мыслить более абстрактно и целенаправленно. Повышая самооценку и улучшая настроение, которое сопровождает чувство силы, мы также усиливаем нашу склонность к действию.

К сожалению, рост чувства власти сопровождается снижением эмпатии, снижением склонности к соблюдению социальных норм и учёту чужой точки зрения, а значит и снижением уровня социального функционирования.

Указанные механизмы, которые инициируются в нас чувством власти, позволяют частично понять (но не оправдать) большое количество злоупотреблений "людьми у власти".

Эти эксперименты можно рассматривать как психологическое любопытство, но на самом деле они касаются каждого из нас и могут помочь нам лучше понять себя. В нашей повседневной жизни мы выполняем различные функции: родители, дети, учителя, служащие, начальники. В различных ролях и ситуациях мы иногда больше находимся в положении "правителя" или "подчиненного".

Поэтому стоит рассмотреть различные искажения и тенденции, которые влияют на наше поведение, эмоции, восприятие и оценку окружающих нас людей в зависимости от того, сколько власти у нас есть в данный момент времени и в определенных отношениях.