За свою историю серия Far Cry успела немало поколесить по времени и пространству. Заигрывала с околонаучной фантастикой в первой части и танцевала мистические танцы в третьей. Устраивала ад на тропическом острове, бродила по африканской саванне, покоряла Гималаи. И даже совершила путешествие в прошлое. Обо всем этом мы и расскажем в нашей новой подборке малоизвестных фактов.
1. История Far Cry началась с демки игры про динозавров X-Isle, с которой никому не известная на тот момент студия Crytek наделала немало шуму в 1999 году. Ее основатель Чеват Йерли в детстве слыл завзятым геймером. Когда ему было 12 лет, он как-то гостил у друга и так заигрался в футбольный симулятор Kick Off, что по дороге домой ни о чем другом думать не мог. В результате капитально навернулся с велосипеда и попал в больницу. А еще именно игры были причиной того, что Чеват пропускал больше уроков, чем кто-либо еще в его классе. Сам он к тому времени четко определился, что хочет стать разработчиком.
В 1997-м Чеват в возрасте 19 лет вместе с братьями Авни и Фаруком основал студию Crytek. Через два года эта троица, прихватив с собой упомянутую демку X-Isle, отправилась покорять Е3. Путешествие получилось непростым. Сначала были проблемы с визами, потом выяснилось, что все гостиницы в Лос-Анджелесе переполнены, и в итоге братьям пришлось втридорога заплатить за номер, который по факту был лишенной окон подсобкой. Ну и главное – на самой выставке никто из издателей не горел желанием общаться с молодыми разработчиками.
Дошло до того, что на стенде NVIDIA Чеват устроил скандал. «Да что за чушь, мы приехали из Германии, вы должны посмотреть нашу демку!» – кричал он. Как ни странно, такой подход сработал, и братьям выделили 15 минут на презентацию. И так уж получилось, что к началу показа на стенде оказалась группа журналистов. Уровень графики в X-Isle впечатлил и их, и сотрудников NVIDIA. Бенефис братьев Йерли в итоге продолжался добрых два часа. В результате X-Isle превратилась в бенчмарк, а неплохо раскрутившаяся на всей этой истории Crytek подписала соглашение с Ubisoft о разработке первой части Far Cry.
2. Первый Far Cry немало настрадался в родной Германии по вине цензоров. Сначала в поле их зрения попала демо-версия игры. После нее разработчикам было напрямую сказано, что в шутер с таким уровнем насилия и такой реалистичной графикой нельзя запускать даже взрослых. Поэтому в релизе углы пришлось сгладить, однако даже тогда Far Cry получил рейтинг «18+». Но история на этом не закончилась.
Рукастые энтузиасты выяснили, что после нехитрых манипуляций с файлами игры можно было вернуть шутер к исходному, доцензурному состоянию. Ответ властей не заставил себя ждать. Немецкая версия была изъята из продажи. Вернулся же Far Cry на полки магазинов только после того, как в коде были перекрыты все лазейки для активации запрещенного контента.
3. За разработку второго Far Cry отвечало уже монреальское отделение Ubisoft. Действие игры переместилось с тропического острова в континентальную Африку. За бортом осталась тема мутантов, ей на смену пришла более жизненная история про гражданскую войну. Но оба сюжета роднило то, что у них имелись литературные корни. Если с первым Far Cry все ясно, «Остров доктора Моро» можно опознать немутировавшим взглядом, то с сиквелом ситуация не столь очевидная. Финальные события игры разворачивались на территории под названием «Сердце тьмы», и это была отсылка на одноименную повесть Джозефа Конрада. Но это была не просто пасхалка. Книга рассказывала о путешествии вглубь Черного Континента с попутно нарастающим градусом безумия. И это вполне соответствовало сути игры, в которой бесконечная резня и предательства к финалу уже даже переставали удивлять. Добавим, что эта же повесть стала одним из источников вдохновения Фрэнсиса Форда Кополлы при съемках «Апокалипсиса сегодня».
Кстати, есть версия, что главный герой первого Far Cry Джек Карвер и торговец оружием Шакал из сиквела – один и тот же человек. Но у этой гипотезы столько допущений, что всерьез ее рассматривать не стоит.
4. Far Cry 2 запомнилась еще и тем, что для ее продвижения был запущен блог, который велся от лица одного из персонажей игры, журналиста Рубена Олувагемби. Блог в сети доступен до сих пор, правда, последняя запись в нем датируется 5 ноября 2008 года.
Еще более креативно Ubisoft выступила, когда дело дошло до релиза третьей части. Тут был снят целый веб-сериал. Главную роль сыграл голливудский актер Кристофер Минц-Пласс, которого вы могли видеть в фильмах «Пипец» и «Ночь страха». По сюжету Крис осваивал методы выживания на тропическом острове, пока не был пойман пиратами во главе с Ваасом. После чего бедолагу закопали по шею в песок и долго над ним глумились. В какой-то момент Ваас предложил своей жертве передать привет зрителям – «Say hi to the internet people». В финале Криса закопали уже с головой, причем в игре можно было найти зарытое по самую макушку тело актера. Это место попало и на обложку игры. В награду игрок получал ачивку, которая так и называлась «Say hi to the internet». Кстати, Ваас признавался, что ему нравятся фильмы с Кристофером Минц-Плассем, причем даже плохие.
5. Наша подборка была бы неполной без рассказа о самом Ваасе и сыгравшем его актере Майкле Мэндо. Изначально планировалось, что главным злодеем в Far Cry 3 станет здоровенный бугай по прозвищу Бык. Майкл же пробовался на другую роль, но в Ubisoft оказались так впечатлены игрой актера, что поручили ему озвучить злодея первого плана. И даже переделали персонажа так, чтобы внешне он напоминал Майкла. Но это был еще не Ваас. Звали этого промежуточного главгада Пиро. Левую сторону его лица и верхнюю часть тела покрывали следы ожогов, что вполне соответствовало имени. Ведь Пиро с греческого переводится как «огонь».
Однако затем внешность еще раз изменили, и в новом варианте сходство персонажа с Майклом стало практически стопроцентным. Так появился Ваас. Тут можно добавить, что в основе его известного монолога лежала фраза Эйнштейна «Безумие – делать одно и то же, и каждый раз ожидать иного результата». Сама эта сцена была записана в темной комнате, а Майкл, произнося свои реплики, обращался к теннисному мячику.
6. Забавная история была связана и с главным положительным героем Far Cry 3. Планировалось, что Джейсона Броди будет озвучивать Элиас Туфексис. Но его в итоге уволили, и вы никогда не догадаетесь из-за чего именно. Из-за успеха Deus Ex: Human Revolution. Дело в том, что актер, работая над Far Cry 3, сроки выхода которого все время сдвигались, озвучил еще и Адама Дженсена. Популярность этого персонажа заставила боссов Ubisoft задуматься «а не слишком ли похоже на него будет звучать голос героя нашей игры?». И уволила актера. Как говорил сам Элиас, логика этого решения была ему понятна, но все же обидно терять работу только потому, что твой персонаж оказался очень популярным. В итоге роль досталась Джанпаоло Венуте, и он неплохо с ней справился. Ubisoft, кстати, в каком-то смысле должок Элиасу все же вернула. Ведь именно он озвучил Таккара, главного героя Far Cry Primal.
7. Far Cry 3 оказалась очень богатой на пасхалки и забавные несуразности. Например, там можно было найти послание всем борцам с насилием в играх. Речь идет о наклейке на скутере со словами «Если проводить слишком много времени за играми, то это может стать причиной агрессивного поведения. Будьте осторожны». В конце же шла приписка «Herp Derp». Ее можно примерно перевести как «Что за чушь!».
Одно из испытаний в игре явно напоминало классическую игру Duck Hunt для NES, в которой использовался специальный гаджет в виде пистолета. Имелся в игре намек и на серию Call of Duty. В разговоре агент ЦРУ Уиллис Хантли упоминал некий отряд Task Force 141. Именно в нем служили главные персонажи трилогии Modern Warfare. А еще в Far Cry 3 игроки отыскали место, где можно было прогуляться по морскому дну. Виной всему стал глитч, из-за которого некорректно отображалась водная поверхность.
8. Тема для отдельного разговора – связь серий Far Cry и Assassin’s Creed. Причем речь идет не только о пасхалках, хотя и тут есть что вспомнить. В третьей части ближе к концовке Джейсону отрубали половину безымянного пальца на левой руке. Аккурат безымянным пальцем и именно на левой руке пришлось пожертвовать Альтаиру, чтобы использовать скрытый клинок.
Но гораздо интереснее то, что в адд-оне The Lost Expeditions в одной из пещер Джейсон мог найти папку с логотипом «Абстерго». А еще там была записка, в которой упоминались эксперименты с генетической памятью. То есть можно предположить, что события этих серий разворачиваются в одной вселенной. Хотя Ubisoft официально эту информацию пока так и не подтвердила.
9. Но хватит о Far Cry 3, давайте поговорим и про четвертую часть этой серии. Например, знали ли вы, что правитель по имени Пейган Мин существовал на самом деле. Правда, жил он еще в XIX веке. Так звали реального короля Бирмы. Причем исторический Пейган был той еще личностью. Чтобы завоевать престол, ему пришлось убить своих братьев. А еще он был женат 18 раз.
Роль игрового Пейгана досталась одному из самых известных актеров озвучания Трою Бейкеру. По его словам, работая над этим персонажем, он держал в уме Ханса Ланду из тарантиновского фильма «Бесславные ублюдки». Кстати, исполнительный продюсер Ubisoft Дэн Хей упомянул как-то, что розовый костюм Пэйган носит в память о своей матери. Видимо, мама диктатора хотела девочку, а потому одевала сына в соответствующие цвета.
10. И под занавес – пара слов о Far Cry Primal. Мы не станем обсуждать сходство карты из этой игры с картой из Far Cry 4. Или то, что языки, на котором общаются здешние обитатели, были созданы лингвистами на основе реального протоевропейского языка. Все это факты очень даже известные. Лучше расскажем о менее раскрученных, но весьма примечательных мелочах. Например, в одной из пещер в северной части мира Primal можно найти скелет кровавого дракона, что намекает на одноименный адд-он для третьего Far Cry. А еще игроки обнаружили на здешних просторах автомобиль из сериала «Флинстоуны» и Стоунхендж. Какой же может быть каменный век без Флинстоунов и Стоунхенджа?