Всем нам знакомы ситуации, когда только что открытый Салон красоты, фитнес-клуб, кафе или ресторан, на начальном этапе выдают 100% качества сервиса, но через какое-то время начинают вылезать маленькие проблемы, мелочи, которые со временем превращаются в крупные и отваживают клиентов. Это совсем не обязательно какие-то бюджетные места, иногда самые что ни на есть дорогущие заведения падают по качеству сервиса ниже самого дешманского шалмана, не снижая при этом цены. Да что уж там сервис, любой продукт, только вышедший на рынок, будь то молочка, косметика или пиво, первые несколько месяцев, даже иногда до года, имеет обалденное качество и вкус (не считая вкуса косметики, конечно). Так что же случается? Почему так происходит? Давайте попробуем разобраться.
Я стал самоличным свидетелем одной подобной ситуации и имел возможность видеть такое своими глазами. Мой товарищ открыл кафе, благо стартовый капитал позволял сделать всё на высочайщем уровне, повар, который был нанят, делал какие-то невероятно вкусные блюда, а уж подача это просто фантастика. Подача простого блюда Бефстроганов выглядело, как какое-то кулинарное шоу, с дымом и сервировкой от которой захватывало дух. Официанты все вымуштрованные, опрятные и приятные. При этом ценник оставался на достаточно приемлемом уровне, по-другому и не могло быть, потому что место расположено в локации с высокой конкуренцией на любой вкус и кошелек. Я был погружён в процесс открытия, с первого дня начала ремонтных работ в помещении, так как бизнес-план этого заведения составлял именно я. Первые три месяца работы всё было как надо, я со спокойной душой отошёл в сторонку, так как все мои прогнозы по окупаемости и прибыльности сбывались (плюс/минус). Но где-то через полгода от него поступает звонок: "Володя, помоги продать кафе!". Сказать, что я сильно удивился - это ничего не сказать. Договорились на встречу в самом заведении этим же вечером.
- Ну, рассказывай?!
- А что рассказывать, видишь народа нет, персонал весь поменял, повара того, который тебе нравился, тоже уволил, запросы высокие. Инспекции всяческие одолели, если бы не дополнительный бизнес уже бы просто закрыл бы двери "на табличку". Не знаю что делать, устал, не хочу, да и не могу. Я посчитал, что запаса по деньгам мне месяца на 3 хватит. Хочу продать, как готовый бизнес, чтобы хотя бы инвестиции отбить.
- Вы же ещё работаете? Хорошо. Девушка, а принесите Бефстроганов и тот чаёк китайский, который я очень люблю.
- Чая такого нет больше в меню, есть "ОБЫЧНЫЙ", чёрный или зелёный? Хорошо, чёрный
*с видом полного равнодушия уплывает куда-то на кухню, это при, сидящем со мной хозяине.
Нетрудно догадаться, что Бефстроганов, принесённый мне, не имел ничего общего с тем блюдом, что подавалось раньше и имел вкус советской столовки. Спасибо хоть чай не пакетированный.
Выяснилось, что около пяти месяцев владелец очень активно принимал участие в жизни заведения и выходил на все показатели, согласно бизнес-плана, но потом, был вынужден заняться другим проектом, а на кафе поставить управляющего, как ему казалось компетентного, которого, к слову, тоже уволил через месяц. И всё начало сыпаться, начиналось с малого - отсутствие мыла в туалете, а сейчас уже заведение имело с десяток негативных отзывов в интернете, самое страшное, что правдивых отзывов: "Хамоватые официанты", "Не ешьте там, непонятно из чего всё готовят", "Праздновали День рождения друга, закончилась выпивка в баре, свою принести категорически не разрешили, конфликт. Не рекомендую" и т.п.
Я даже подозреваю, что тот крутой повар ушёл не потому, что не сошёлся характером с хозяином, а потому что место в котором он работал начало загнивать. Всё это, конечно, не привлечёт новых клиентов, а ещё и отвадит старых.
И вот, казалось бы, всё сделано правильно, по уму. Бизнес-план, с точными расчётами окупаемости инвестиций, с продуманной конкурентной политикой, "бери тяпку и паши", но что-то пошло не так. Я всегда говорил, что совсем безумие открываться по наитию или потому "что хочу", но тут-то другая ситуация.
Я не увидел в глазах товарища желания что-то срочно изменить, только полную апатию и неимоверное желание скинуть поскорее с себя этот груз. Кафе мы продали, даже не за половину стоимости. Зашли ребятки с Кавказа со своим колоритом и менталитетом и оно расцвело, потому что им занимаются. Дело происходило около 3-х лет назад и до сих пор это место пользуется популярностью и уж точно приносит неплохой доход владельцам.
Мораль, а скорее резюме этой истории такое. Чтобы бизнес процветал, особенно в сегменте HoReCa (Отели, рестораны, кафе) им необходимо заниматься полностью и только самому. Даже самое прибыльное предприятие, при попустительском отношении загнётся, ведь "не моё, не жалко". То же самое, может с некоторыми поправками, я думаю происходит и с производствами, только там смотрят на конкурентов и начинают делать также как они, неправильные вещи: снижать себестоимость продукта, экономя на качестве увеличивать количество и т.д. Ну и конечно же непомерное давление различного рода контролеров, дармоедов и взяточников.
Фитнес-клубы, салоны-красоты, кондитерские, мини-отели и прочее-прочее, всё это подвержено неизбежному загниванию, если переставать тщательно следить даже за самыми незначительными моментами и периодически не "встряхиваться": капитальный ремонт, ребрендинг, смена меню, формата, акции и т.п.
Что думаете, Дзенляне?
Если интересно, как я пишу, подписывайтесь на канал, вам не сложно, а я буду продолжать. Спасибо.