После потери большинства колоний в испано-американской войне 1898 года и потери значительной части флота в сражениях с американцами, идеей фикс для Испании стало восстановление морской мощи. Из поражения были сделаны выводы. Благодаря еще предвоенным усилиям судостроительная промышленность страны достигла вполне приличного уровня. Кроме того пришлось признать порочность "опоры на собственные силы"в обеспечении артиллерией. Основным партнером испанского флота оставалась Великобритания.
17 февраля 1915 года морской министр Аугусто Миранда-и-Годой утвердил новую судостроительную программу. В дополнение к уже заложенным дредноутам планировалось построить четыре легких крейсера, шесть эсминцев, 28 подводных лодок , три канонерские лодки и 18 судов береговой охраны.
Запланированная программой постройка трех дополнительных эсминцев типа Alsedo (на основе британских эсминцев типа М) не состоялась из-за нехватки финансирования, а после утверждения 11 января 1922 года финансирования вместо них начали строить уже эсминцы нового проекта (Churucca , Alcalá Galiano и Sánchez Barcáiztegui). Следующие три эсминца (Almirante Ferrándiz , José Luis Díez и Lepanto ) были утверждены к постройке указом от 31.3.1926.
Самая массовая серия испанских эсминцев в итоге была разработана Sociedad Espanola de Construccion Naval (SECN) при содействии Великобритании на базе британского лидера "Скотт"( адмиралтейский клон "Шекспира") периода мировой войны. Испанский проект "J" имел чуть большую мощность силовой установки и больший запас топлива. Да и назывался просто Destructore, термин "лидер" на Пиренеях не прижился, к тому же лидеры 1916 года в 20-х по размерам вполне соответствовали эсминцам.
В Картахене в 1923 году были заложены первые два корабля, получившие имена «Чуррука» и «Алькала Гальяно» (Churruca и Alcalá Galiano), но после спуска на воду их перекупила Аргентина.
Вместо них по указу от 25.5.1927 была заложена следующая пара эсминцев под теми же названиями и дополнительный Almirante Valdés. Всего в первую серию было построено для испанского флота семь эсминцев по данному проекту. В 1929 году новые эсминцы типа «Чуррука» начали поступать в испанский флот. Так как в эксплуатации они проявили себя очень неплохо, вскоре построили следующие семь штук. Семь эсминцев 2-й серии ( тип Almirante Antequera) были утверждены постановлением от 30.06.1929 года за счет средств, выделенных ранее на строительство третьего тяжелого крейсера.
В 1936 году командование флота согласовало постройку третьей серии кораблей, но начавшаяся гражданская война прекратила работы. К строительству приступили только в 1939 году, но в 1940 году процесс снова заморозили, в воюющей Европе невозможно было заказать необходимое оборудование. Часть кораблей осталась без 120 мм пушки на миделе из-за эмбарго, введенного на время гражданской войны.
Последние два эсминца, «Алава» и «Линьерс», удалось достроить только к 1951(1957) году. Они незначительно отличались от систершипов первых серий- мачта стала треногой, а вместо одной из 120 мм установок поставили дополнительные зенитки. Для 50-х годов корабль проекта времен Первой мировой войны даже для испанского флота был анахронизмом, после вступления в строй их почти сразу, в начале 60-х, модернизировали в противолодочные фрегаты («быстрые фрегаты»).
Корабли первой и второй серий прошли модернизацию в 50-х, намеченные на 60-е работы отменили в связи с нецелесообразностью. Сами корабли использовались для обучения курсантов Военно-морской академии до 1982 года, когда был списан последний эсминец этого типа, «Линьерс»(Liniers).
Всего по проекту было построено 18 эсминцев, два из которых приобрела Аргентина ( т.н. тип "Сервантес"), а два последних, достроенных сильно после войны иногда выделяют как тип «Алава». Иногда выделяют 9 эсминцев первой серии как собственно тип «Churruca»( включая два аргентинских), 7 эсминцев второй серии как тип «Almirante Antequera», а последние два-как тип «Álava». Основным строителем серии стала Sociedad Espanola de Construccion Naval(SECN).
При 1500-1650 тонн стандартного и 1800-1990 тонн полного водоизмещения эсминцы на испытаниях демонстрировали скорость около 36 узлов , несли две трехтрубные торпедные установки нестандартной треугольной компоновки и 4-5 орудий 120 мм. Дополнительное вооружение- зенитная артиллерия и глубинные бомбы. Вторая серия отличалась немного увеличенным запасом топлива и дальностью плавания. Два эсминца третьей серии по опыту войны получили усиленное зенитное вооружение.
Среди имен, которые получили корабли этого типа, можно выделить "Санчес Баркаистеги"("Sanchez Barcaiztegui"), названный в честь героического испанского моряка 19 века ( про крейсер, носивший это имя, на канале уже есть статья) и "Альмиранте Антекера" ( "Almirante Antequera"), в честь тоже уже известного нам вице-адмирала Хуана Батисты Антекера и Бобадилья (Juan Bautista Antequera y Bobadilla), как часто случалось в испанской истории, пытавшийся чуть не в одиночку вытащить испанский флот из разрухи после гражданской войны 60-70 х годов. Еще несколько кораблей получили имена других, не менее прославленных испанских адмиралов и мореплавателей.
Шестой эсминец проекта получил имя "Лепанто" в честь грандиозной морской победы испанцев и союзников над турками,
38 лет мира, выгодная торговля с воюющими странами во время мировой войны и планомерная работа правительства и морского министерства принесли свои плоды.
К середине 30-х, несмотря на традиционный бич испанского флота, небоевые потери, неплохо сбалансированный ВМС Испании занял приличное место в десятке ведущих флотов мира.
Эсминцы типа «Churucca» («Чуррука»)
«Servantes» ARA (первоначально «Churucca»). Ла Каррака, Картахена или Larrinaga, Кадис. Заложен 1924. Спущен на воду 26.06.1925.Начало службы 09.1927. Продан Аргентине в 1927. Списан 24.06.1961
«Huan de Garray» ARA (первоначально «Alcalá Galiano»).Ла Каррака, Картахена. Заложен 1924. Спущен на воду 02.11.1925.Начало службы 09.1927. Продан Аргентине в 1927. Списан 25.03.1960
«Sánchez Barcáiztegui» борт. литера SB, с 1952 г. борт. № 11, с 1961 г. D11 SECN Картахена. Заложен 4.1924.Спущен на воду 23.07.1926. Начало службы 09.1928. Списан 01.06.1964
«Almirante Ferrándiz» борт. литера AF. SECN Картахена. Заложен 9.1927. Спущен на воду 21.05.1928. Начало службы 08.1929. 29.09.1936 затонул между мысом Трафальгар и марокканским побережьем после попадания 203-мм снаряда с тяжелого крейсера франкистов «Canarias».
«José Luis Díez» борт. литеры JD, DZ, с 1952 г. борт. № 12, с 1961 г. D12. SECN Картахена. Заложен 11.1927.Спущен на воду 25.08.1928. Начало службы 09.1929. Списан 08.10.1965
«Lepanto»борт. литеры L, LP, LT, LO, с 1952 г. борт. № 32. SECN Картахена. Заложен 7.1928.Спущен на воду 09.11.1928. 08.1930. Списан 24.05.1957
«Churucca (II)» борт. литера CH, с 1952 г. борт. № 33, с 1961 г. D13. SECN Картахена. Заложен 1.1929. Спущен на воду 20.07.1929.Начало службы 05.1929. Списан 29.10.1963
«Alcalá Galiano (II)»борт. литеры AG, GA, с 1952 г. борт. № 34. SECN Картахена. Заложен 5.1929.Спущен на воду 20.12.1929.Начало службы 09.1931. Списан 18.06.1957
«Almirante Valdés»борт. литеры AV, VS, с 1952 г. борт. № 42. SECN Картахена. Заложен 2.1930. Спущен на воду 08.09.1930.Начало службы 03.1931. Списан 11.12.1957
Эсминцы типа «Almirante Antequera»
«Almirante Antequera» борт. литера AA (с 1952 борт. № 13, с 1961 D 14) SECN Картахена. Заложен 4.01.1930. Спущен на воду 29.12.1930. Начало службы 30.05.1935. Списан 01.12.1965
«Almirante Miranda» борт. литера AM (с MA, с 1952 борт. № 31, с 1961 D 15) SECN Картахена. Заложен 21.01.1931. Спущен на воду 20.10.1931. Начало службы 25.07.1936. Списан 2.03.1970.
«Gravina» борт. литера G (с GR, с GA, с 1952 борт. № 22, с 1961 D 16) SECN Картахена. Заложен 1.07.1931.Спущен на воду 24.12.1931. Начало службы 24.08.1936. Списан 29.10.1963
«Escaño» борт. литера E (с ES, с 1952 борт. № 24, с 1961 D 17) SECN Картахена.Заложен 01.12.1931. Спущен на воду 28.06.1932.
Начало службы 24.08.1929. Списан 11.10.1963
«Jorge Juan» борт. литера JJ (с 1952 борт. № 14). SECN Картахена. Заложен 05.09.1932. Спущен на воду 28.03.1933. Начало службы 30.08.1937. Списан 06.04.1959
«Ulloa» борт. литера UL (с UA, с 1952 борт. № 43, с 1961 D 18) SECN Картахена. Заложен 30.01.1933. Спущен на воду 24.07.1933. Начало службы 20.11.1937. Списан 07.12.1963
«Ciscar» борт. литера CR (с 1952 борт. № 41) SECN Картахена. Заложен 07.04.1932. Спущен на воду 25.11.1932. Начало службы 24.10.1936. Списан в 1958
- Эсминцы типа «Álava»
«Álava» борт. литера AL ( с 1952 борт. № 23, с 1961 D 52) "Consejo Ordenador de Construcciones Navales Militares" (с 2 октября 1947 Empresa Nacional "BAZAN" de C.N.M., S.A.), Картахена. Заложен 07.01.1944. Спущен на воду 18.05.1947. Начало службы 11.12.1951. Списан 02.11.1978, по др. данным спущен 19 июня 1947, вступил в строй 21 декабря 1950.
«Liniers» борт. литера LS ( с 1952 борт. № 21, с 1961 D 51) "Consejo Ordenador de Construcciones Navales Militares" (с 2 октября 1947 Empresa Nacional "BAZAN" de C.N.M., S.A.), Картахена. Заложен 30.12.1944. Спущен на воду 01.05.1946 . Начало службы 27.01.1951, по другим данным 27 января 1957. Списан 15.12.1982
Водоизмещение 1560–1676 тонн (1535–1650 длинных тонн) (стандарт), 2120–2205 тонн (2087–2 170 длинных тонн) (полная нагрузка). Длина 97,0/97,52/101,50 м oa. Ширина 9,6-9,68 м. Осадка 3,20 м.
Силовая установка - две Парсонс турбины, 4 Котла Ярроу, 42000 л.с. Движитель 2 винта. Скорость 36 узлов. Запас топлива – 480 (508)т. нефти. Дальность 4000,4500 миль при 14 узлах. Экипаж 175-190 человек
варианты вооружения:
Вооружение 5 × 120 мм орудий L45 в одиночных установках, 1 × 76 мм зенитное орудие, 4 × пулемета. 6 × 533 мм торпедных аппарата в двух тройных установках, 2 × бомбомета глубинных бомб
Вооружение 4х1 – 120-мм орудия; 2 или 3 – 37-мм зенитных автомата; 1х2– 25-мм или 2х1 — 40-мм зенитных автомата; 3 или 4 — 20-мм зенитных автомата; 2х3 – 533-мм торпедных аппарата; бомбосбрасыватель; 8 глубинных бомб.
Вооружение-5 × 1 — 120-мм - тип «Churruca», 4 × 1 — 120-мм тип «Almirante Antequera» и «Álava». Зенитная артиллерия 1 — 76,2-мм, 4 пулемёта. Минно-торпедное вооружение 2 × 3 — 533-мм ТА
Churucca group: 5 x 1 - 120/45 Vickers-Armstrong Mk D, 1 x 1 - 76/45 Vickers Mk SS, 4 x 1 - 7.7/87, 2 x 3 - 533 TT, 2 DCR(8)
Almirante Antequera: 4 x 1 - 120/45 Vickers-Armstrong Mk F, 1 x 1 - 76/45 Vickers Mk SS, 2 x 3 - 533 TT, 2 DCR(8)
Almirante Miranda: 4 x 1 - 120/45 Vickers-Armstrong Mk F, 1 x 1 - 102/50 Vickers Mk E, 1 x 1 - 76/45 Vickers Mk SS, 2 x 3 - 533 TT, 2 DCR(8)
Gravina: 5 x 1 - 102/50 Vickers Mk E, 1 x 1 - 76/45 Vickers Mk SS, 2 x 3 - 533 TT, 2 DCR(8)
Escaño, Císcar: 4 x 1 - 120/45 Vickers-Armstrong Mk D, 1 x 1 - 76/45 Vickers Mk SS, 2 x 3 - 533 TT, 2 DCR(8)
Jorge Juan, Ulloa: 4 x 1 - 102/50 Vickers Mk E, 1 x 1 - 76/45 Vickers Mk SS, 2 x 3 - 533 TT, 2 DCR(8)
Эсминцы имели двухтрубный силуэт с полубаком на треть длины. Стандартное водоизмещение составило 1560 тонн (1535 длинных тонн) и 2120 тонн (2087 длинных тонн) при полной загрузке. Длина максимальная 101,50 метра и 97,52 метра между перпендикулярами, ширина 9,68 метра и средняя осадка 3,2 метра. Корпус имел 12 основных водонепроницаемых отсеков.
Двухвальная силовая установка с двумя турбозубчатыми агрегатами Парсонс , с четырьмя котлами Ярроу мощностью 42 000 л.с. Скорость на испытаниях-36 узлов. Запас мазута 508 тонн (500 длинных тонн). Экипаж 175 офицеров и матросов.
Вооружение состояло из пяти 120 мм/45 орудий английского производства Vickers-Armstrong Mk. D( дальность 14,4 км, скорострельность 5-6 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда, 814 м/с, вес снаряда 22,7 кг, угол возвышения до 30 градусов) в одиночных щитовых установках. Зенитное вооружение-76 мм пушка Vickers Mk SS и 4 пулемета 7,7-мм/87 Lewis MG. На корабле стояло две трехтрубных торпедных установки. Трубы были скомпонованы треугольником, что позволяло сэкономить вес. Для противолодочной обороны служили два бомбомета глубинных бомб.
Вторая серия эсминцев за счет увеличения запасов мазута до 548 тонн (539 длинных тонн) увеличила дальность плавания до 4500 миль на 14 узлах, но это привело к росту водоизмещения до 1543 тонн (1519 длинных тонн) при стандартной нагрузке и 2209 тонн (2174 длинных тонны) при полной нагрузке. Также серия отличалась увеличенным мостом, треножной фок-мачтой и наличием лишь четырех пушек. Орудие №3 для уменьшения верхнего веса не устанавливалась. Во второй серии только у Antequera было 5 120-мм орудий. На протяжении всей войны большинство эсминцев потеряли центральное орудие, чтобы достроить последние корабли второй серии .
Третья серия из двух кораблей достраивалась уже после второй мировой войны и отличалась гораздо сильнее. Водоизмещение еще больше выросло до 1 676 тонн (1650 длинных тонн) при стандартной и 2205 тонн (2170 длинных тонн) при полной нагрузке. Запас топлива соответствовал второй серии, а вооружение стало мощнее в части ПВО-шесть 37 мм автоматов в трех спарках и три 20 мм зенитных автомата. От основной артиллерии осталось четыре 120 мм пушки.
В 1937 году с эсминцев Sánchez Barcáiztegui, José Luis Díez, Lepanto, Churucca, Alcalá Galiano, Almirante Valdés сняли пятое орудие (№ 3) 120-мм/45 Vickers-Armstrong Mk. D, оставив по два в оконечностях.
В 1938 году с José Luis Díez сняли спаренную зенитную пушку 25-мм/60, установив одно двуствольное французское орудие 25-мм/60 M1938, два одноствольных британских орудия 40-мм/39 QF Mk II и два одноствольных автомата 20-мм/70 Oerlikon M36.
На эсминцы Churucca и Lepanto установили по одному одноствольному французскому орудию 25-мм/60 M1938.
В сентябре 1938 года на Almirante Valdés установили одну одноствольную пушку 40-мм/39 QF Mk II.
В период с 1943 по 1945 годы в ходе ремонта и модернизации на эсминцах Sánchez Barcáiztegui, José Luis Díez, Lepanto, Churucca, Alcalá Galiano зенитное орудие 76-мм/45 Vickers Mk SS заменили на два спаренных немецких автомата 37-мм/80 SK C/30 и четыре зенитных пушки 20-мм/65 C/38.
На Almirante Valdés в этот период также установили два спаренных немецких автомата 37-мм/80 SK C/30 и четыре зенитных пушки 20-мм/65 C/38.
Торпедные аппараты не трогали, а количество бомбометов довели до четырех.
В дальнейшем часть 37-мм и 20-мм орудий были сняты.
Наиболее современная, третья серия эсминцев, тип «Алава », попал под модернизацию в начале 60-х. Полубак удлинили на 8 метров, водоизмещение выросло до 1842 тонны (1813 длинных тонн) при стандартной и 2287 тоннах (2251 длинных тоннах) при полной нагрузке. При этом мощность силовой установки составила 31 500 л.с., что обеспечило скорость 29 узлов, запас мазута сократился до 370 тонн (364 длинных тонны).
Вооружение было приведено в более современный вид- три одиночные установки 76 мм / 50 орудий, три 40 мм / 70 зенитных орудия SP48, две 6-ствольных установки ASW торпед по бортам, два ASW бомбомета Hedgehog , восемь бомбосбрасывателей и два стеллажа глубинных бомб. Дымовые трубы получили козырьки, установлена решетчатая мачта. Радиолокационное вооружение стало разнообразным-РЛС воздушного поиска MLA-1B, РЛС надводного поиска SG-6B, навигационная РЛС Decca TM-626 и две РЛС управления огнем Mk 63. Для противолодочной обороны два корабля были оснащены гидроакустической станцией SQS-30A .
Эсминцы типа «Чуррука» навсегда вошли в морскую историю. На их счету самая крупная победа испанского флота в послепарусную эпоху. Увы, она была одержана во время гражданской войны.
Когда радиостанция Сеуты, согласно легенде, 17 июля 1936 года объявила "над всей Испанией безоблачное небо", это стало прологом трехлетней кровопролитной гражданской войны и 36 летнего правления фашистского режима.
Раскололась страна, раскололись армия и флот. Самой главной добычей путчистов стали находящиеся в последней стадии достройки тяжелые крейсера "Канарис" и "Балеарес", захваченные в Эль-Ферроле. Но все эсминцы типа "Чурукка" остались в республиканском флоте. Destructores de la Republica, эсминцы республики. Первая серия была в строю, вторая в заключительной стадии достройки.
Республиканское правительство в ночь на 17 июля направило находящиеся в строю эсминцы типа « Чуррука» в Гибралтарский пролив, дабы предотвратить переброску войск мятежников из Марокко в собственно Испанию. Головной, « Чуррука», был уведен офицерами в Сеуту, 19 июля на нем в Кадис был переброшен десант националистов (первый батальон регуляров). На обратном пути команде удалось арестовать офицеров и эсминец вернулся в состав флота республики.
Как самые современные и многочисленные корабли республиканского флота, эсминцы приняли участие в основных морских сражениях гражданской войны.
Большая часть флота осталась верна республике и это позволило к концу июля изолировать мятежников в Марокко. В проливе обычно несли службу три республиканских эсминца. Франкистов выручили немецкие и итальянские союзники. До сентября с помощью воздушного моста (в основном из Юнкерсов-52) националистам удалось перебросить в Андалусию 12 тысяч солдат. Но этого было мало.
5 августа 1936 года Франко отправил из Сеуты морской конвой из четырех транспортов, сопровождаемых канонерской лодкой « Дато» , кораблем береговой охраны « Уад Керт» и старым миноносцем Т-19 (типа Т-1). Воздушное прикрытие обеспечивали пять бомбардировщиков Savoia-Marchetti SM.81 , три F.VII , один DC-2 , два истребителя NiD.52 , два Do J и эскадрилья Breguet 19. На перехват смог выйти только Алькала Галиано, но после перестрелки конвой все-таки прорвался в Альхесирас. При возвращении в Малагу эсминец атаковали франкистские самолеты, по данным националистов на корабле погибло 18 моряков и 28 было ранено.
Захваченные в Эль-Ферроле корабли ( кроме тяжелых крейсеров в достройке франкисты захватили крейсера Navarra и Almirante Cervera, один эсминец и линкор España) националисты сразу же использовали для прорыва блокады, устроенной республиканцами в Гибралтарской проливе.
29 сентября 1936 года отряд франкистов в составе крейсеров Canarias и Almirante Cervera атаковал республиканские эсминцы в западной части пролива. Эсминец Gravina находился недалеко от мыса Спартель , а его систершип Almirante Ferrándiz патрулировал у Сеуты.
Almirante Ferrándiz был атакован тяжелым крейсером Canarias и после 40 минутной перестрелки с погоней был потоплен. Уже вторым залпом с 11 миль Canarias добился попаданий. Получив шесть попаданий 203 мм снарядами, эсминец взорвался и затонул в 18 милях к югу от маяка Калабурраса. 31 моряка с эсминца подняли на борт Canarias, 26, включая командира, спас французский лайнер « Кутубия».
Gravina, за которым погнался Almirante Cervera, повезло больше. Эсминец, получив всего два попадания, смог уйти в Касабланку. Так закончилась битва при мысе Эспартель. Блокада республиканцев была прорвана.
7 сентября 1937 года республиканский конвой из двух торговых судов в сопровождении двух республиканских крейсеров("Либертад" и " Мендес Нуньес") и семи эсминцев (Лепанто , Альмиранте Вальдес , Альмиранте Антекера , Гравина , Хорхе Хуан и Эсканьо) столкнулся с франкистским тяжелым крейсером "Балеарес"к северу от алжирского города Шершеле . Республиканцы, опасаясь, что по обнаруженному конвою нанесут удар самолеты националистов и воюющей на их стороне итальянской Aviación Legionaria, разделились. 4 эсминца продолжили сопровождение транспортов, а крейсера и три эсминца вступили в бой.
Удачный выстрел "Либертада" вывел из строя электроснабжение крейсера мятежников и его орудия на время замолчали. Починив неисправность, франкисты продолжили преследование. После обеда противники снова столкнулись и "Либертад" добился еще двух удачных попаданий. После этого "Балеарес" с повреждениями направился под защиту "Канариаса", а по республиканским кораблям начала наносить удары итальянская и франкистская авиация.
Увы, конвой спасти не удалось, капитаны транспортов решили спастись у алжирских берегов, где один сел на мель, а второй был интернирован французами. В истории это известно как битва при мысе Черчель.
Но самым масштабным сражением на море в этой войне стала битва при мысе Палос в ночь 5-6 марта 1938 года.
5 марта эскадра националистов в составе обоих тяжелых крейсеров, легкого крейсера Almirante Cervera и трех эсминцев вышла из Пальма-де-Майорка в дальнее прикрытие конвоев с войсками из Марокко и с военными грузами из Италии. Эсминцы вскоре вернулись на базу.
В этот же день республиканская эскадра адмирала Луиса Гонсалеса де Убьета в составе двух легких крейсеров ( Либертад и Мендес Нуньес ) и пяти эсминцев(Лепанто , Санчес Баркаистеги , Альмиранте Миранда, Альмиранте Антекера , Гравина)вышли из Картахены.
Эскадры столкнулись случайно у мыса Палос глубокой ночью и выпущенные одним из эсминцев торпеды прошли мимо. Убьета решил атаковать противника. Около 2-15 сражение возобновилось. С дистанции около 5 км франкисты открыли огонь по "Либертаду" При этом один из снарядов националистов оказался осветительным и, пользуясь темнотой, три республиканских эсминца, Санчес Баркаистеги , Лепанто , Альмиранте Антекера, с 3000 метров выпустили 12 торпед.
Две или три торпеды попали в Балеарес между башнями «А» и «В» и вызвали взрыв носового погреба боеприпасов. Удачное попадание приписывают Лепанто или Альмиранте Антекера. Корма крейсера некоторое время оставалась на плаву, а оставшиеся два крейсера франкистов покинули место боя. Возможно одна торпеда досталась и "Канариасу".
Командующий республиканским флотом Луис Гонсалес де Убьета был удостоен награды Мадрида (Placa Laureada de Madrid) - высшей военной награды Второй Испанской республики. Вымпел Distintivo de Madrid за мужество был присвоен крейсерам Либертад и Мендес Нуньес , эсминцам Санчес Баркаистеги , Лепанто и Альмиранте Антекера. Всем членам экипажей кораблей, принимавших участие в сражении у мыса Палос, выдали специальный тканевый значок для ношения на форме.
Увы, славная победа не оказала решающего влияния на результат войны. Франкисты победили.
Санчес Баркайстеги , находившийся на ремонте в Картахене, во время авианалета на Картахену 5 марта 1939 года, бомбой разворотило носовую часть. Он был затоплен на мелководье, но позже поднят,отремонтирован и вернулся в строй после войны.
«Сискар» 21 октября 1937 был поврежден в гавани Хихона авиацией националистов и затоплен экипажем из-за угрозы захвата, поднят 21 марта 1938 года, с 1938 по 1939 отремонтирован «SECN» в Эль-Ферроле и введен в состав франкистского флота 28 февраля 1939. 17 октября 1957 в тумане выскочил на берег близ Эль-Ферроля и получил тяжелые повреждения, исключен в 1958 году.
Алькала Галиано 11.6.1937 был сильно поврежден при столкновении с транспортом Magallanes . 12 августа 1937 года Чуррука близ Картахены был торпедирован итальянской подводной лодкой Jalea (Jelly ). Были повреждены котлы, четыре человека погибли и восемь были ранены. Оба эсминца смогли вернуться на ремонт в Картахену, в 1938 году получили там дополнительные повреждения в результате авианалетов, были разоружены. После завершения гражданской войны захвачены франкистами.
Оставшиеся 8 эсминцев этого класса 5 марта 1939 года ушли в Бизерту, где 7 марта 1939 года были интернированы французами. Их передали националистам 31 марта 1939 года.
Хосе Луис Диес в ходе гражданской войны оказался самым авантюрным и безбашенным кораблем. Начало гражданской войны застало его в сухом доке в Картахене. 19 июля командир пытался разоружить экипаж и сдать корабль мятежникам, но был арестован. Затем эсминец активно участвовал в подавлении путчистов в Аликанте, в августе участвовал в блокаде пролива. 21 сентября 1936 года в составе республиканской эскадры ходил в Бискайский залив.
Флот в октябре вернулся, а эсминец остался для поддержки местных республиканцев. Но боеспособность экипажа была крайне низкой и при встрече с кораблями мятежников он просто уклонялся от контакта. Он получила прозвище Pepe el del puerto («Джо из гавани») за постоянное бездействие.
20 апреля 1937 года зенитчики эсминца приняли за немецкий истребитель И-15 Фелипе дель Рио и сбили его. Местному правительству бездействие кораблей надоело и 31 мая 1937 года Хосе Луис Диес и Сискар были взяты под контроль полицией и силами вспомогательного флота басков. Ненадежные экипажи были заменены двумя сотнями моряков-басков. Перед захватом Бильбао войсками националистов оба эсминца 15 июня покинули порт, загруженные беженцами.
В июле, после роспуска правительства страны Басков, на борт возващен предыдущий экипаж. После авианалета в Хихоне Хосе Луис Диес ушел в британский Фальмут, где дезертировали командир, начальник машинного отделения и штурман. Эсминец позже перешел в Гавр, где провел почти год, и попытался прорваться через блокированный националистами Гибралтарский пролив в июне 1938 года. При этом была применена военная хитрость.
Эсминец был замаскирован под HMS Grenville (D 19), нес его бортовой номер и английский флаг. По дороге он потопил два траулера из Виго. Однако в проливе его ожидала большая часть флота националистов. Получив донесения шпионов, 27 августа 1938 года она перехватила его. Первым "Диеса" обнаружил эсминец "Сеута"(подарок от Муссолини), а подошедший Canarias попаданием 203 мм снаряда в левый борт у ватерлинии лишил его надежды на прорыв и заставил укрыться в Гибралтаре.
Под давлением рабочих профсоюза Гибралтара эсминец не был интернирован и даже смог провести частичный ремонт. В ночь с 29 на 30 декабря корабль совершил еще одну попытку прорыва, но был замечен с канонерки националистов "Кальво Сотело". Бой с несколькими кораблями франкистов, включая минзаг "Вулкано", закончился неудачно. Он получил два попадания 88-мм снарядами, повредившими машины. Эсминец выбросился на пляж Лос-Каталанес, к востоку от Скалы. Экипаж англичане вернули в республиканскую часть страны. 30 декабря 1938 года эсминец был снят с мели английскими буксирами и отбуксирован в Гибралтар, где интернирован. 25 марта 1939 передан испанским националистам и введен в состав флота.
После окончания гражданской войны уцелевшие эсминцы вошли в состав флота франкистской Испании. Они продолжали служить до 1950–1960-х годов. Два построенных после Второй мировой войны оставались в эксплуатации до начала 1980-х годов.
"Лепанто"26.06.1946 года неудачным маневром потопил подводную лодку С-4 вместе со всем экипажем. Военный трибунал не признал ответственности эсминца.
Несмотря на устаревший проект, эсминцы типа "Чурукка" оказались очень удачными и совершенными для середины 30-х годов. Хорошая мореходность, добротное качество постройки и британская артиллерия позволили им эффективно воевать во время гражданской войны. К недостаткам относили перегрузку, особенно верхнюю, за счет вооружения, и неустойчивость. Противолодочное и зенитное вооружение оказалось недостаточным, но это было свойственно всем кораблям того периода.
систематизированный каталог статей канала-по ссылке:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам