Найти тему
Максим Rebuser

PINK FLOYD: ATOM HEART MOTHER (1970)

Album Rating = 6

1) Atom Heart Mother: Father’s Shout/Breast Milky/Mother Fore/Funky Dung/Mind Your Throats Please/Remergence 2) If 3) Summer '68 4) Fat Old Sun 5) Alan's Psychedelic Breakfast: Rise And Shine/Sunny Side Up/Morning Glory.

Вы что хотите сказать, что мать с атомным сердцем, - это корова? Итак, как известно, весь 69-ый год Pink Floyd занимались какой-то хе....той: выпускали концертные отрывки, саундтрэки, радикальные звуковые сольные эксперименты....в общем все что угодно, кроме нового полноценного альбома. Поэтому к 70-му году группа отчаянно нуждалась в новом оригинальном материале. И вот наконец она его придумала. И первое, что бросается тут в глаза, - это явное непонимание группы, куда же двигаться дальше. В бол-ве случаев музыка носит тут крайне неровный характер, а действительно впечатляющие идеи видны лишь проблесками. Если вообще видны.. И все это в своей основе упирается в по сути довольно слабые мелодии. Особенно это касается т.н. полноценных песен, т.е. песен с вокалом членов группы в них (а их не так уж и часто тут встретишь). И только когда они ударяются в длиннющие психоделические эксперименты, то начинают звучать более или менее интересно.

В частности, мы имеем тут почти получасовую неоклассическую сюиту в виде открывающего трэка. Единственного действительно интересного здесь номера. Ибо Пинк Флойд всегда были первоклассными импровизаторами. И подобного рода длинные забеги, - определенно, определенно их конек. 1 часть этого монстроидального опуса, - Father’s Shout. В начале которой может показаться, что вы попали на концерт классической симфонической музыки. А затем возникает главная музыкальная тема песни, - прекрасный и запечатляющийся в памяти духовой проигрыш (с 1:22). В середине которого кто-то еще и дополнительно промчался на мотоцикле. В следующим за этим отрезке с условным названием Breast Milky главная тема довольно красиво обыгрывается жалобными скрипками, а затем сменяется гитарным соло Гилмора, которое сопровождает важный и чуть напыщенный духовой фон. В конце, когда гитара Гилмора достигает пика трагичности, ей также начинают вторить эпохальные женские хоры сзади. В следующей за этим Mother Fore эти хоры выделяют из себя одну одинокую тихую грустную женскую арию с классической мелодией. Вскоре подключается хор, засчет чего мелодия становится все более масштабной и трагической. Но все это тянется довольно долго, и когда уже начинает откровенно надоедать, атмосферу хоть как-то оживляют вступившие туда ударные. Funky Dung действительно поначалу обладает неким фанковым стилем, благодаря ритмике и одевающим ее басам. Но потом опять превращается в довольно проходное и средненькое соло Гилмора. Где-то с 12:30 тут начинаются прикольные паузы ударных, на фоне которых выделяется масштабный космический синтезаторный фон, и атмосфера начинает понемногу сгущаться. А затем на этом фоне возникают т.н. "читатели заклинаний", - какая-то группа людей начинает злым полушепотом выдавать некие странные непонятные отрывочные фразы. Все это похоже на какой-то магический обряд и звучит реально круто и впечатляюще. Затем после короткого отрывка главной темы стартует Mind Your Throats Please (обожаю это название), в начале которой слышны полицейские сирены и чей-то жалобный скулеж на фоне. Все это сопровождается некоего рода странными искажающими эффектами. И под конец приводит просто к какой-то вакханалии звуков (нарушающиеся и дисгармоничные синтезаторные наложения, эффект как бы падающего в воду "эхо-поплавка", странные сирены и т.д.). И наконец финальная часть включает в себя опять же хоры, не впечатляющее гитарное соло и проигрываемую разным инструменталом основную музыкальную тему сюиты (в какой-то части почти точную копию Breast Milky). Кстати, эта главная тема, - наверно единственная стоящая мелодия на всем альбоме. Так что ловите момент. Данный опус занимает всю 1-вую сторону вашей виниловой пластинки. Поэтому после его завершения не надейтесь услышать что-то еще. А просто встаньте, подойдите к проигрывателю пластинок, акккккуратно извлеките из него сей винил, переверните его (сдув пыль где/если надо) и запихните обратно в проигрыватель уже обратной стороной пластинки. Подведите иголочку, если надо. Сделали? Отлично.

И я сразу же советую переместить иглу на последнюю дорожку тут, т.к., как уже было заявлено во вступлении, этот альбом выплывает только благодаря продолжительной экспериментальной психоделии. А из нее у нас тут остался только финальный трэк. В первой части которого ее главный герой спустившись с утра на кухню первым делом обнаруживает, что забыл как следует закрыть с вечера кран. После он с удивлением выясняет, что на завтрак оказывается нет ничего, кроме Corn Flakes-ов. Затем его мозг начинает лихорадочно просчитывать другие возможные варианты завтрака, куда в числе прочего могут быть включены омлет, тосты, жареные сосисочки, коооофэ, а также, по-видимому, особенно любимый им мармелад (англичане, что б их.). Всю это информацию мы узнаем исключительно благодаря прекрасной привычке героя бредоподобно проговаривать все эти альтернативы вслух. После чего начинается торопливое приготовление завтрака, - подготовка воды, и т.д. И только когда герой осознает, что ему втюхали контрафактные негорящие спички, сюда впервые вступает музыка. Которая развивается в веселенький бодренький пианинный и синтезаторный проигрыш (кстати, сам по себе довольно посредственный), олицетворяющий, очевидно, сам процесс поглощения завтрака. Он прерывается свистом кипящего чайника на фоне сворованного из фильма "Eraserhead" синтезаторного фона (и неважно, что тот фильм вышел лишь 7 годами позже. Вы же знаете, что эти парни способны перемещаться во времени). Затем тот прожора напивается водой с такой жадностью, как будто бы он только что вышел из пустыни Сахара, после чего насыпает себе хлопьев. При этом на фоне он запустил процесс поджаривания яичек. Я не понимаю, у тебя что на завтрак, - корнфлексы или яйца? Неужели ты собираешься есть все это одновременно? Под это дело нам включили небольшой акустический гитарный отрывок, куда иногда вклиниваются смачные свинячья чавканья питающегося. Яйца все никак не поджарятся. Поэтому третий муз. отрывок стартовал не дожидаясь их. И стартовал все теми же лаконичными оптимистичными музыкальными вступлениями, похоже позаимствованными из рок-оперы "Tommy" (на этот раз они слетали в прошлое). Эта довольно масштабная заключительная часть пожалуй самая психоделическая и удачная тут. И разговоры главного героя на ее фоне действительно создают атмосферу странного завтрака. А пока мы наслаждались ею, оказалось, что наш герой уже успел вымыть посуду и явно собирается свалить. Кстати, по легенде группа действительно жарила яичницу на сцене при исполнении этого номера живьем. После чего они наверно кидали ее в народ и там происходило оживленное раздирание ее на части первыми успевшими поймать ее на лету зубами.

О нет, все остальные песни отсюда вам совсем не нужны. Ибо словно сговорившись друг с другом, все члены группы выдали откровенно тупые и примитивные номера (хотя Мэйсон, кажется, совсем обленился и не выдал ничего). Мелодию и манеру пения видимо выпившего до этого холодного пивка Уотерса из If похоже своровал Евгений Лукашин из "Иронии Судьбы" ("я спросил у ясени, у тополя, у дуба, у березы, у клёна, у осины, у папоротника, у секвойи вечнозеленой и еще у десятка других видов деревьев, где моя любимая"...ну да, ТА самая мелодия). А райтовская Summer '68 напоминает просто какую-то музыкальную свалку, в дисгармоничном хаосе которой не сыщешь даже и подобия мелодии (что случилось, Рик? Не ты ли придумал бесподобную Remember A Day когда-то?). Правда короткий саксофонный отрывочек (1:42-2:02) на миг слегка оживил мой интерес здесь. А гилморовская Fat Old Sun, - это просто тупая, занудная и безмелодичная ерунда без всяких следов вдохновения.