Найти тему

Бородино в жизни героев Толстого

Толстой неслучайно подчеркивал, что именно показало ему впервые так близко силу трудового народа, всю значительность происходящих исторических событий. Большое значение имели и последующие наблюдения Пьера во время самого сражения, которые укрепили его мнение о непреоборимой силе русского народа, окончательно укрепили его веру в духовные силы народа.

https://www.pinterest.ru/pin/731483164462673530/
https://www.pinterest.ru/pin/731483164462673530/

Наблюдательный Пьер Безухов видел, что потери, которые несли наши войска, только усиливали их ненависть к врагам, укрепляли их мужество и стойкость, их решимость не пустить врага дальше к Москве. И это вселяло в Пьера чувство восхищения и уважения к русским солдатам — героям Бородина.

Весь интерес для Пьера представляет даже не самый ход сражения, не отдельные детали его, а переживания и чувства солдат, все более ярко выявляющиеся в ходе сражения. И раз уловив это, поняв это, Пьер уже никогда не мог забыть этого.

И это наблюдение за лицами простых солдат, за их поведением в бою потрясло Пьера, это дало ему толчок к созданию новых взглядов, нового — революционного в конечном итоге — отношения к жизни.
Характерно замечание автора, что Пьер и в себе ощущал этот разгорающийся огонь истинного самоотверженного патриотизма, здесь он душевно сближается с солдатами.

Таким образом, на этом примере с очевидностью можно убедиться в том, насколько серьезно в общей поэтике Л. Толстого значение приема портретной характеристики героев, даваемой через восприятие одного из действующих лиц. Причем это восприятие оказывается не простым пассивным приемом, а ведет и самого «наблюдающего» к очень серьезным идейным выводам.

https://www.pinterest.ru/pin/731483164462673353/
https://www.pinterest.ru/pin/731483164462673353/

До сих пор мы прослеживали методы портретной характеристики положительных героев, выяснили, что именно для их изображения автор использует прием теснейшей связи внутреннего раскрытия образа с его внешним выражением, прием непрерывного роста, обогащения героя, полной и напряженной внутренней жизни, что так четко передано изменениями в зарисовке портретов героев.

Совершенно другие приемы использует Л. Толстой при изображении отрицательных персонажей.

Одним из наиболее важных и интересных приемов их портретной характеристики является сатирическое раскрытие сущности внутренней жизни отрицательных персонажей через характеристику их внешности.

Совершенно справедливо замечание критика Щеглова, что у Л. Н. Толстого нет шаржирования, несоразмерности, но есть главное — Сатирическое содержание большого числа характеристик действующих лиц.

В романе резкой критике подвергается светское общество.
Эта критика находит яркое выражение в портретных зарисовках.
Особый интерес вызывают групповые сатирические портретные зарисовки.

Лев Толстой весьма полно выявляет бессилие, беспомощность седых, плешивых вельмож — стариков, сидящих «в мундирах, в лентах». Они были призваны решать исторические судьбы России, на самом деле «выражение большей части из них говорило только, что им очень жарко» (там же).

Так резко автор снижает «значительность» этих образов вельмож, дает их в нарочито обыденном плане. И тут же дается образ дворянина-шулера, который горячо ратует за ополчение.

Автор тонко подчеркивает, что одетые в дворянские мундиры люди внешне кажутся иными, но это не позволяет судить об их внутреннем перерождении.

https://www.pinterest.ru/pin/731483164462673457/
https://www.pinterest.ru/pin/731483164462673457/

Весьма выразительна сцепа, вскрывающая лицемерие, ханжество князя Василия, Друбецкой и княжны Безуховой. Только что состоялся сговор между князем Василием и Катишь относительно кражи портфеля с завещанием; это поняла хитрая и пронырливая Друбецкая — и вот все они стоят у изголовья умирающего старика Безухова.

Эта уничтожающе едкая характеристика имеет особую выразительность благодаря полной противопоставленности характеристики их внешнего выражения и того, что мы только что узнали об их истинных целях и намерениях.

Особенно показательны в этом отношении выделенные нами слова, характеризующие ханжество и лицемерие этих персонажей.

Начало.

Предыдущая.

Продолжение.