Доброго времени суток, дорогой читатель. В этой статье я хочу рассказать вкратце о 5 историях успешных IT-стартапов, которые существуют и по сей день. Такие примеры доказывают, что в России можно добиться большого успеха в IT. Это не рейтинг и стартапы расположены в случайном порядке.
Carprice
На данный момент уже международная компания, помогающая продавать поддержанные автомобили через онлайн-аукцион.
Сервис был создан в 2014 году двумя основателями — петербургским предпринимателем Эдуардом Гуриновичем и интерне-предпринимателем Оскаром Хартманном. Головной офис компании находится в Москве. Уже через год, в 2015, стартап вошёл в рейтинг 100 самых обсуждаемых новинок в Европе по версии журнала Wired, а спустя ещё один год компания открыла своё представительство в Японии. В июне 2017 года крупная промышленная компания Японии инвестировала в сервис взамен 25% доли владения японским подразделением.
Одним из особых нововведений компании стал патент в 2017 на методику осмотра и оценки автомобилей, не имеющую аналогов в мире. А в марте 2018 года «Tech Tour Growth 50» включила компанию в список компаний капитализация которых может превысить 1 млрд $.
Помимо финансовой и предпринимательской деятельности компания активно участвует в социальных проектах, таких как «Линия жизни». Я считаю это важным и обязательным долгом перед обществом для крупных компаний — социальная помощь.
GrowFood
Компания, занимающаяся доставкой готовой пищи по подписке в Санкт-Петербурге и Москве. Отличительной особенностью считается, что меню составляется специально с учетом калорий для достижения определенных целей покупателями — набор мышечной массы, похудение, поддержание текущей формы.
Основана в 2015 году Даниэлем Гальпером и Павлом Паскарем, сама идея пришла друзьям, когда они проводили время в баре и обсуждали будничные вопросы. Изначально в стартапы были вложены собственные средства в размере 130 тыс. рублей, но уже спустя два месяца проект поддержал бизнесмен Александр Бородич, который инвестировал 4 млн. рублей.
Первые десять наборов были отданы друзьям, которые высоко оценили их. Изначально была лишь небольшая кухня на 40 кв. м. и 5 участников проекта. Спустя год компания привлекла 30 млн рублей инвестиций от фонда AddVenture, после чего пошёл бурный рост компании — был основан ИТ-отдел, call-центр, отдел маркетинга и собственная система доставки. Спустя ещё один год фонд AddVenture увеличил инвестиции и добавил ещё 5 млн., но уже не рублей, а долларов.
Основатели прошли долгий и сложный путь от 10 наборов для друзей до собственного пищевого производства (в 2019 был открыт завод в Колпино площадью 2,2 тыс. кв. м), позволяющего выпускать по 1,1 - 1,2 млн. порций в месяц. Оборот компании в 2019 прогнозируется на уровне 2 млрд. рублей. Так двое друзей со стартовым капиталом в 130 тысяч достигла своего успеха и они не планируют останавливаться, а только развивать и расширять свою компанию.
LinguaLeo
А мы переходим к следующему стартапу, о котором вы скорее всего слышали, если когда-нибудь рассматривали онлайн-платформы для изучения английского языка.
Проект представляет из себя образовательную платформу для изучения и практики английского языка, особой фишкой которого стала игровая манера подачи материала.
Основателем проекта является Айнур Абдулнасыров, который до этого участвовал в другом образовательном проекте «Клубе носителей языка», но продал свою долю за 7.5 млн. рублей. И уже в 2009 он собирает команду разработчиков для своего нового проекта и увозит их работать в Тайланд. Он считал, что это позволит команде больше погрузиться в работу над проектом.
В 2010 году мир увидела первая версия сервиса и изначально она была абсолютно бесплатной, но уже 1 апреля 2010 года была добавлена монетизация и за месяц работы сервис заработал всего 15 000 рублей. Основатель ожидал 250 000 рублей выручки, что позволило бы продолжить работу, но что-то пошло не так и проект был заморожен на пол года.
Но уже в ноябре проект заметили крупные рейтинговые агенства и инвесторы, было вложено 200 тыс. долларов и ещё 6 миллион дал взаймы бизнес-ангел Игорь Рябенький. В 2011 году проект вышел на самоокупаемость, начался рост компании, разработка мобильных приложений и расширение в других страны.
На данный момент компанию возглавляет СЕО Владимир Сиротинский, основатель отошёл от дел, но у истоков компании стоял именно он.
Playrix
Даже не знаю, кто ещё не слышал об этой компании и об успехе двух братьев из Вологды, который в своей юности основали компанию, занимающуюся разработкой игр, которая на данный момент оценивается в несколько миллиардов долларов и сделал двух братьев долларовыми миллиардерами.
Вы можете посмотреть хорошее интервью, которая расскажет больше чем статья, в котором ребята отвечают на различные вопросы журналисту с youtube-канала «Русские норм»:
Расскажу их историю вкратце. В 2001 братья написали свою первую игру для компьютеров с процессорами Pentium 100, которая приносила им доход в 100$ в месяц. В 2004 выручка братьев стала составлять 10 000$ в месяц и тогда они основали свою компанию Playrix. Изначально они разрабатывали игры для компьютеров, но в 2011 году полностью перешил на разработку мобильных игр для планшетов и телефонов.
По итогам 2018 года компания вошла в ТОП-10 самых зарабатывающих разработчиков мобильных игр в мире. Основатели признались в одном из интервью, что основная доля прибыли и пользователей приходится на США - 40%, в то время, как на Россию всего 2,8%.
Playkey
Последний стартап, о котором я бы хотел сегодня рассказать тоже связан с играми, но является прототипом нынешних "облачных игровых сервисов", такие теперь разрабатывают такие крупные компании, как Microsoft, Google и Nvidia. Компания по сути занимается предоставлением мощных игровых компьютеров на удаленной основе, чтобы пользователь по подписке и при хорошем интернете мог запускать самые современные игры даже на довольно стареньких компьютерах.
Основатель компании Егор Гурьев начал работу над платформой в 2012 году, в 2014 году сервис вышел в открытое бета-тестирование. Долгое время компания был убыточной, в 2017 году ей удалось привлечь инвестирование от немецкого дата-центр Darz ($1,5 млн) и ФРИИ ($2,8 млн). На тот момент у сервиса было больше 10 000 пользователей, которые регулярно оплачивали подписку. Тогда же компания задумалась о том, как можно зарабатывать на том, что они создали.
Проводилось огромное количество экспериментов с подписками, но только в 2019 году компания смогла прийти к качественному улучшению своих услуг и соотносимой оплате благодаря unit-экономике (пиши в комментариях, если хочешь узнать больше о unit-экономике, это очень удобный и мощный инструмент).
Не смотря на конкуренцию с крупными компаниями на данный момент Playkey выглядит устойчивой и вполне успешной благодаря тысячам пользователей и лояльной аудитории.
Послесловие
Я рассмотрел лишь небольшую часть IT-компаний, которые были основаны в России, но возможно в некоторых случаях перенесли свою работу в другие страны. И GrowFood, его сложно назвать IT-стартапом, но всё же большую популярность они получили благодаря сайту, приложений и интерне-маркетингу.
Не стоит сильно равняться на эти компании и их разработчиков, нужно помнить, что у каждого из нас свой путь в жизни и в предпринимательстве. Но никто не мешает учиться на ошибках и опыте других компаний при создании своего проекта.
Надеюсь статья вам понравилась, ставьте лайки, делитесь с друзьями, подписывайтесь на блог, а так же вступайте в группу Вконтакте, там можно обсудить статьи и задать любые вопросы мне.