Кто такие художники? И каково их настоящее предназначение? Позволим предположить, что каждый, рассматривая картины в музеях и галереях задавался таким вопросом. Мы знаем великие имена, невольно ими восхищаемся или оцениваем скептически «так и я нарисую». Но в чем же суть такой деятельности? Например, мы точно знаем, что врач – важная профессия, и без нее невозможно в прямом смысле выжить. А художник? Зачем люди рисуют?
Справедливости ради, у каждого свои цели: кто-то пытается украсить мир своими картинами, изобразив его в лучших красках. Созерцая такие полотна, душа радуется. Бывают художники, которые наоборот изображают жесткость и прямоту этого мир без прикрас. Мы и их тоже понимаем: жизнь такая, какая есть. Следует вывод, что мастера кисти призваны передавать через свои полотна эту действительность и стремиться донести до зрителя простые истины и понимание мира.
Так к чему же наше небольшое вступление? Бывают разные картины: яркие и насыщенные, жизнерадостные и, наоборот, гнетущие. Но сегодня мы хотим обратиться к такой картине, которая, несмотря на всю свою реалистичность и классический стиль, очень мягко и нежно передает нам рассказ о тяжелой жизни простых людей. Произведение «Бурлаки» Алексея Корина, написанном в далеком 1897 году.
Конечно, вспоминая бурлаков, мы сразу же представляем известную картину И.Е. Репина «Бурлаки на Волге», но тема каторжного труда была весьма популярна, и вы удивитесь, что бурлаки изображены на более чем 10 известных мировых картинах. Их писали, в том числе, и Левитан с Саврасовым. Первый, кстати, был одногруппником Алексея Корина. Вместе они выезжали на пленэр на Волгу в 1889 году. Видимо там их, как и Репина в свое время, впечатлил вид тяжелого бурлацкого труда.
Кто же такие бурлаки? Сегодня эта профессия вызывает недоумение, но она существовала вплоть до 1929 года! Это были обычные наемные рабочие, которые тянули вдоль берега при помощи бечевы речное судно против течения. Платили бурлакам мало, поэтому такой труд можно смело отнести к рабскому. Естественно, профессию выбирали либо оброчные крестьяне, либо городские низы.
Мы не знаем истинных мотивов написания картины «Бурлаки», возможно Алексей Михайлович, выходец из семьи палехских крестьян-иконописцев пытался привлечь внимание к тяжелому труду крестьян. Может быть, художник пытался обличить безжалостную эксплуатацию людей. Одно можно сказать с полной уверенностью, произведение приковывает к себе взгляд моментально. Сложно отвести глаза и переключиться на что-то иное, картину можно рассматривать часами, находя каждый раз нечто новое.
В принципе, концепция полотна отличается от изображений остальных художников. Корин изобразил бурлаков сидящих на берегу, они просто отдыхают, общаются между собой. На втором плане ребята помоложе развели костер и также увлеклись беседой. Все очень спокойно и мягко в сравнении с картиной Репина, где художник изобразил работников в ватаге, тем самым создав игру на контрастах.
Присмотревшись к природе, понимаешь, насколько нежно прорисованы детали. Мягкое раннее утро изображено легкими пастельными оттенками. Виднеется дымка, которая придает картине некую таинственность. Впечатление усиливается дымом от костра. Кажется, что мужчины даже разговаривают шепотом о чем-то философском. Их тяжелая доля видна только в изображенной на них одежде. Каждый из них – это полноценная личность со своей историей, у них свой внутренний мир и отношение к жизни. Возможно, о чем-то таком возвышенном они и беседуют.
В образах бурлаков художник отразил и усталость, и некоторую безысходность, но наряду с этим общее впечатление от картины крайне умиротворенное. Автор дал понять, что не стоит унывать, ведь дорогу осилит идущий.
Из биографии художника мы знаем, что герои его бытовых картин – реальные люди, которые существовали в действительности. Сам же Алексей Корин считается в большей степени художником-иконописцем, как и его предки. Обучение искусству рисования он проходил вопреки желанию отца, но по настоянию своего дяди (также художника) в иконописных мастерских Троице-Сергиевой Лавры. Уже 1889 году он получил серебряную медаль и звание классного художника. Его работы были высоко оценены И.Е. Репиным, П.М. Третьяковым. Он часто возвращался к иконописи. Алексей Михайлович участвовал в росписи собора-памятника Александру Невскому в Софии, в реставрации фресок Троице-Сергиевой Лавры и организовывал выставки в Риме.