Найти в Дзене

Почему Пётр I платил дань татарам?

Общеизвестным историческим фактом является то, что татаро-монгольское иго на Руси окончилось в 1480 году стоянием на реке Угре, когда хан Большой Орды Ахмат не решился вступить в бой с войсками Ивана III, отказавшегося за несколько лет до этого выплачивать ему дань, и отменил поход на Русь.

После этого события ордынские ханы действительно больше никогда не вмешивались во внутреннюю политику русского государства, однако дань им московские государи продолжали платить еще более двух веков и прекратил эту постыдную практику только Пётр I.

Баскаки. Худ. С. В. Иванов
Баскаки. Худ. С. В. Иванов

На самом деле, стояние на Угре в глазах современников никаким триумфом не выглядело. Ранее уже случались и военные победы над Ордой (Куликовская битва) и приостановки выплаты дани (Дмитрий Донской и Василий I), поэтому отказ сильного князя подчиняться слабому хану воспринимался лишь как временное ослабление власти татар над Русью. По сути, так оно и было – спустя несколько лет выплаты возобновились, а последний даруга (представитель хана, контролировавший сбор налогов) уехал из Москвы только в 1518 году.

Вскоре Большая Орда прекратила своё существование, но данью (или, как её стали называть, «поминками») Московское государство обложил крымский хан, объявивший своё ханство правопреемником Золотой Орды. И поминки эти были не маленькими – в 1650 году, например, они составили 12 тысяч рублей серебром (цена строительства пограничной крепости «под ключ» в то время). По сути, для Москвы эта дань представляла собой откуп от набегов крымских татар на южные окраины русских земель.

Постепенно военная мощь Московского царства росла, татарских набегов перестали страшиться и выплаты стали происходить всё менее регулярно, а после 1658 года поминки посылались в Крым не более десяти раз. Однако окончательно отказ от выплаты какой-либо дани в пользу крымского хана был закреплён юридически только в 1700 году в VIII статье Константинопольского договора, заключённого с Османской империей по итогам Азовских походов Петра I. Она гласила:

«А понеже Государство Московское самовластное и свободное Государство есть, дача, которая по се время погодно давана была Крымским Ханам и Крымским Татарам, или прошлая или ныне, впредь да не будет должна от Его священнаго Царскаго Величества Московскаго даватись, ни от наследников его…».

Получается, что дань татарам русское государство платило до самых петровских времён.