Скандалы-скандалы... о, как же трудно прожить геймерам один год не услышав о хотя бы двух-трёх, а то и десятке скандалов, произошедших в игровой индустрии, в том числе из-за содержания игр.
И конечно, в скандалы попадают и игры о войне, в том числе о конфликтах новейшей истории мира. Однако, при этом многие конфликты в таких играх зачастую вымышленные, а игры по реально произошедшим в этом веке конфликтам нечастое событие, но при этом нередко приводящие к скандалам из-за описанных там событиях.
В этот раз я хочу напомнить о трёх скандалах, связанных с подобными играми. В подборку попали лишь игры, события в которых связаны с реальным военным конфликтом и произошедшими в 21-м веке.
Syrian Warfare - удаление из STEAM по запросу... волонтёров военной оппозиции Сирии?
Начнём мы с инди-проекта от российской студии Cats Who Play, выпущенном в феврале 2017 года и скандала, который для некоторых геймеров вероятно прошёл мимо. Syrian Warfare ("Сирия: Русская Буря" в русской версии) была разработана десятью людьми во главе с Виталием Шутовым, что был главой разработки Код Доступа: Рай, и является возможно первой полноценной игрой посвящённой действующему конфликту, в данном случае сирийскому. И конечно не могло обойтись без скандалов.
Ещё до выхода игра успела промелькнуть не только в РФ, но и в печатных зарубежных СМИ, причём далеко не самых безызвестных (Daily Star, Mirror и Wall Street Journal, последние так так и вовсе отправили к разрабам одного из своих репортёров для интервью). СМИ как всегда не разобрались и обвиняли будущую игру даже в пропаганде экстремизма и насилия, хотя на релизе про игру зарубежные СМИ забыли, а российские в основном проигнорировали, хотя Россия 24 через 2 дня после выхода игры пять минут эфира посвятила проекту. Но самое интересное было далее...
Через неделю после выхода игру удалили из Steam (игра на тот момент была среди игр на стартовой странице). По сообщению Valve это произошло из-за жалобы представителей GFI (издатели стратегии Warfare 2008-го года от студии Mist-Land откуда и пришла большая часть разработчиков "Сирии", при этом на движке которой и была сделана игра) на нарушение авторских прав.
Однако, выяснилось, что жалобу GFI не подавали и не знали об этой ситуации. В итоге, даже проходила информация, что анонимное обращение к удалению игры с площадки подали волонтёры Сирийской Свободной Армии (одна из крупнейших военных группировок воюющих против режима нынешней власти в Сирии)!
По словам разрабов на это намекало и то, что за два дня до блокировки игры лояльные ССА люди обменивались между собой сообщениями в twitter о том, что такое GFI, и можно ли как-то связать игры Syrian Warfare и Warfare 2008-го года (отмечу, что я всё же нашёл обсуждение в твиттере разработчиков игры в период незадолго до выхода игры, где они вели спор с тройкой недовольных игрой людей, явно выступающих против нынешнего режима в Сирии, один из которых предположил, что для GFI разработчики лишь подставная студия для создания этой игры, но это маловероятно, ибо ещё за несколько лет до этого они выпустили пару проектов). О ситуации написали несколько российских и некоторые зарубежные игровые изданий. А разработчики заявляли даже о готовности в суде отстаивать свою позицию.
Но в итоге, после подачи жалобы разработчиков встречного протеста не последовало (по правилам STEAM, лицо подавшее жалобу должно было оформить официальное заявление в суд Вашингтона, в этом же городе находиться центральный офис STEAM) и игра была возвращена на площадку через 10 дней и была в целом положительно оценена большинством игроков (как человек в неё игравший готов подтвердить, проект вышел не идеальным, но неплохим, и советую фанатам RTS, особенно хардкорным, хоть ИИ в игре и откровенно слабоват) и по словам разработчиков вместе с дополнениями в два раза окупил свой бюджет (ещё до выхода они заявляли в нескольких интервью, что для разработки брали кредит).
Кто именно подал жалобу так точно и неизвестно (хотя известно, что домен подавшего жалобу был зарегистрирован за пределами РФ и имел почту на общедоступном ресурсе), а благодаря этому стало понятно, что система борьбы с нарушением авторских прав Steam несовершенна и её можно использовать при некоторых раскладах против конкурентов.
Six Days in Fallujah - интервью с иракскими жителями и участниками боевых действий
Особый случай, ибо эта игра даже не вышла! Но стала настоящей легендой среди так и невышедших проектов и я просто не мог пройти мимо этого самородка.
В чём же суть? Разработчики из ныне закрытой студии Atomic Games разрабатывали игру об одном из самых известных сражений иракского конфликта, произошедшего в городе Фалуджа в 2004-м году. Чтобы вы понимали настолько это было провокационно, анонс игры произошёл в 2007-м году! Студия наняла на должность продюсера Хуана Бенито, под чьим руководством вышли Rainbow Six: Rogue Spear (1999), Ghost Recon (2002) и Rainbow Six 3: Raven Shield (2003). А издателем должна была стать Konami, которая изначально не переживала из-за содержания игры и была готова к некоторой критике к содержанию, однако в апреле 2009-го она же заявила, что отказывается её издавать из-за слишком громкого скандала вокруг игры.
Что стало главной причиной скандала? А то, что помимо американских военных, разработчики интересовались самими боями у самих жителей города и даже боевиков в них участвовавших... да, разработчики хотели посмотреть на сражение с обеих сторон, чтобы максимально без пристрастий изобразить события в игре и наняли человека в Ираке, но когда он начал общаться с местными, его приняли за агента ЦРУ, в итоге он подрядил нескольких местных журналистов, которые и записали интервью с участниками событий, то же ранее было и с военными армии США принимавшими участие в тех событиях, но самими разрабами.
История об интервью с боевиками взорвала СМИ в США. Джон Антал (военный консультант серии игр Brothers in Arms) обвинил разработчиков в предательстве, вменяя им создание виртуального прибежища для террористов. Были осуждения со стороны и других отставных офицеров. Но отличилось больше всего Fox News. Они пригласили Питера Тамта (главу разработки) в студию, где также была мать одного из убитых солдат в сражении за Фалуджу!!! Ведущие спрашивали Тамта, заявляя о том, "что он себе возомнил" и тому подобное, предварительно посадив в отдельной комнате и выдав микрофон. Он не понимал, что вообще происходит и слышал только вопросы ведущих, которые были явно не на его стороне.
В итоге, шум, поднятый вокруг Six Days in Fallujah, так сильно напугал руководство Konami, что они решили уйти всего через две недели после презентации игры, хотя за месяц до этого у них не было никаких разногласий с разработчиками. Игра так и не вышла, хотя Питер Тамт в интервью в 2018-м году заявил, что проект будет завершён, но неизвестно когда. Лично я был бы рад приобщиться к подобному проекту.
Medal of Honor - игра за талибов в мультиплеере
Перезапуск легендарной серии был многообещающим, но уже после выхода второй части отправил серию в глубокий стазис, из которого она возможно ещё нескоро выйдет, а то и не выйдет вовсе. А ведь в 2010-м всё виделось иначе. Я и сам играл в неё вместе с другом в год выхода и она мне казалось интересной, я с удовольствием прошёл сюжет и наиграл несколько десятков часов в онлайне.
Сюжет игры охватывает события с 2001-го по 2002-й года во время конфликта в Афганистане. Хайп вокруг проекта был большим, ибо это был перезапуск легендарной серии игр, да и к тому же впервые ушедшей от тематики Второй Мировой, а группа Linkin Park так и вовсе выпустила композицию "Catalyst" специально для игры (ныне покойный Честер Беннингтон был фанатом серии). Да и сюжет в игре вообще не был провокационным и показывал солдат с вполне положительной стороны.
Однако, этого не хватило, чтобы не вызвать скандал, связанный с тем, что в мультиплеере мы должны были играть либо за спецназ США, либо за талибов... чтобы вы понимали масштаб: министры обороны Дании, Канады и Великобритании выразили своё мнение касательно игры. И если министр обороны Дании заняла нейтральную позицию по отношению к игре (и даже отчасти встала на её защиту). Часть игры происходило в местах, где на тот момент были расположены войска Дании (она высказалась в связи с заявлениями датских ветеранов недовольных данным фактом), а вот министры обороны Канады и Великобритании резко раскритиковали игру.
Итог: под давлением военных чинов, талибов переименовали в повстанцев, а одиночная компания осталась без изменений, игра вышла в свободную продажу (но при этом была запрещена в военных частях опять же из-за мультиплеера), продавшись тиражом более пяти миллионов копий. А через 2 года вышло продолжение, что настолько разочаровало игроков и инвесторов, что серия была убрана в долгий ящик ради сосредоточения на серии Battlefield. P.S. Да, я в курсе об игре для VR от Respawn, но простите, это не то возвращение, что ждут фанаты серии.
Call of Duty: Modern Warfare 2019 (вне списка)
Ситуация, которая и навела меня на мысль сделать эту подборку. Тут я говорить много не буду, ибо это одна из самых известных серий игр в мире, а последний скандал связанный с сюжетной компанией недавно вышедшего перезапуска навёл столько шороху, что пользовательский рейтинг игры на Metacritic до сих пор у версии ПК составляет 2,5 балла из 10-ти, а в версиях консолей не больше 3,6!
Хоть в игре конфликт был показан вымышленный, сами разработчики не скрывали, что игра является отсылкой на современные конфликты, в том числе на войну в Сирии. Ну а дальше были русские военные с великолепно объяснённой (нет) мотивацией убивающие мирное население; ненужное враньё про "серую мораль"; приписание в игре военным из РФ известного военного преступления ВВС США и так далее. Ну а что было дальше вы и без меня в курсе. P.S. Покойся с миром Ж-12.
Заключение
Скажу честно, я не люблю скандалы и всё что с этим связано. Потому даже если наберётся скандалов на данную тему ещё на одну статью я делать его не хочу. Серьёзно, мне было тяжело делать эту подборку, хотя было интересно узнать историю Six Days in Fallujah. Благодарю всех за прочтение, прошу вас попытаться не устроить скандал и срач уже в комментах (плиз ребят, зачем нам это), избегайте скандалов в жизни и в интернете, и всем удачи.