История развития нашего автопрома неоднократно делала крутые повороты, кардинально менявшие запланированный ход развития. Повороты эти чаще всего происходили под воздействием неких серьезных внешних факторов. Так, сразу нескольких автозаводов страна лишилась вскоре после завершения Великой Отечественной войны из-за начавшейся гонки вооружений между СССР и США: ракеты и бомбы оказались тогда в большем приоритете, нежели автомобили. В число ликвидированных предприятий попал тогда и надолго забытый впоследствии Днепропетровский автозавод.
Николай Марков, фото из архива автора, Ивана Падерина, Дмитрия Дашко
Решение о необходимости создания автозавода в Днепропетровске принималось Государственным комитетом обороны СССР в июне 1944 года с целью увеличения имеющихся в стране мощностей по выпуску грузовых автомобилей. Первоначально ДАЗ сориентировали на выпуск грузовиков ГАЗ-51, а посему и конструкторскую службу завода сформировали в основном из газовцев. В частности, должность главного конструктора занял В.А. Грачев. Но уже через год тот же Госкомитет обороны заменил объект производства на ЗИС-150. Таких грузовиков днепропетровцам предстояло строить по 70 тысяч штук в год. Иными словами, ДАЗ должен был стать третьим по величине «грузовым» автозаводом в стране! В силу объективных причин строительство самого автозавода, его филиала (Завод вспомогательного оборудования) и всей необходимой инфраструктуры шли с отставанием от графика. Но в это самое время конструкторский отдел завода не терял времени, параллельно выполняя целый ряд оригинальных проектов. Одним из первых таких проектов стало создание модернизированного варианта грузовика ЗИС-150, который теперь получил собственную марку ДАЗ-150 «Украинец». Первый опытный образец модернизированной машины в Днепропетровске построили в ноябре 1947 года, подвергнув глубокой переделке переданный с МосЗИСа в апреле того же года для ознакомления экземпляр опытного грузовика ЗИС-150.
Самым большим новшеством ДАЗ-150 стала измененная компоновка: кабину сместили вперед на 200 мм и приподняли на 50 мм (соответствующим образом перенесли и органы управления). При этом появилось совершенно новое оперение кабины с капотом аллигаторного типа. Изменение компоновки позволило на 400 мм увеличить длину грузовой платформы (по 200 мм спереди и сзади). А еще в переднюю подвеску ДАЗ-150 поставили амортизаторы от грузовика International. После испытаний этого автомобиля решено было на будущих серийных машинах либо отказаться от удлинения платформы в заднем свесе, либо отказаться от удлинения кузова вообще, уменьшив размер колесной базы с 4000 до 3800 мм для улучшения маневренности и развесовки.
Пока шла подготовка производственных мощностей для самостоятельного выпуска полнокомплектных автомобилей, ДАЗу параллельно поручили более простое задание – наладить выпуск крановых надстроек модели К-31, которые надлежало монтировать на привозные шасси ЗИС-5 (ранее эти краны уже начал выпускать Одесский завод им. Январского восстания). Выполнить задание завод смог уже в июле 1948 года, отправив в сбыт первые 25 автокранов.
Далее конструкторский отдел ДАЗа в довольно короткий срок выдал на гора еще целый ряд проектов. В их числе – седельный тягач «Украинец» и бортовой полуприцеп ДАЗ-5100 для него, бортовой 4-тонный прицеп ДАЗ-5000 для грузовика ДАЗ-150, армейская амфибия ДАЗ-485 по типу американского автомобиля GMC DUKW-353… Такие очень разные работы, профессионально выполненные практически в одно время, свидетельствуют о высоком потенциале, которым располагала конструкторская служба Днепропетровского автозавода!
С конца 1948 года завод начал выпуск первых автокомпонентов: сначала колесных дисков, а затем карданных валов и рулевого управления для грузовиков ЗИС-150, ряда узлов и деталей для львовских автопогрузчиков. В 1949-м на поток встали более совершенные автокраны модели К-32 на шасси ЗИС-150 (общее количество выпущенных за этот год автокранов – 1650 шт.). И тогда же завод выпустил и первые партии грузовиков собственной конструкции!
Интересно, что в статистику товарного выпуска предприятия грузовики марки «Украинец» внесены так и не были, несмотря на значительное их количество. На сегодняшний день точно известно, что в одном только октябре 1949-го ДАЗ построил сразу 30 экземпляров «Украинцев», причем в их числе оказались экземпляры с номерами шасси 18, 19 и 38. То есть еще от 8 до 17 грузовиков марки ДАЗ уже были собраны заводом ранее, до октябрьской партии. Эта информация публикуется сегодня впервые. Кроме того, нужно исправить еще одну массово гуляющую по сети неточность. Практически везде нынче указывается, что под индексом ДАЗ-150Б скрывался «Украинец» в варианте седельного тягача. Однако имеющиеся в нашем распоряжении отчеты по испытаниям днепропетровских грузовиков эту информацию опровергают. Индексом ДАЗ-150Б в них промаркированы те самые бортовые грузовики выпуска октября 1949 года, которые отличались от «просто ДАЗ-150» укороченной до 3800 мм колесной базой, платформой типа ЗИС-150 и переделанным оперением кабины. Вот фото такой машины:
От ЗИС-150, помимо укороченной базы и переделанной кабины, ДАЗ-150Б отличался карданной передачей, задним мостом (с импортной балкой), рессорами, наличием передних амортизаторов от ЗИС-151, рулевым управлением, ступицами, конструкцией коллекторов двигателя (и ограниченной до 85 л.с. регулятором оборотов мощностью). После трехмесячных испытаний институт НАМИ оценил конструкцию автомобилей ДАЗ-150Б положительно, отметив их превосходство над серийными ЗИС-150. Что касается остальных автомобилей из опытной партии, то вероятно почти все они остались работать на автобазе самого завода ДАЗ. По крайней мере, в архиве Ю.А. Долматовского сохранилась рукопись, где были зафиксированы номерные знаки «Украинцев», замеченных на той автобазе. В перечне – 23 автомобиля, включая 9 седельных тягачей; еще 2 других днепропетровских номерных знака можно найти на сохранившихся архивных фотографиях «Украинцев».
Между тем, в декабре 1949 года ДАЗ получил от министерства новое задание: теперь по организации производства автосамосвалов типа ЗИС-585 в кооперации с МосЗИСом и мытищинским Заводом № 40 (ММЗ). К выпуску этих самосвалов на московских шасси ДАЗ смог приступить в сентябре 1950-го, изготовив их за четыре последних месяца года в количестве 623 шт. Многие советские газеты облетела фотография из фотохроники ТАСС, на которой была запечатлена сборка днепропетровских самосвалов для строителей Каховской ГЭС. Выпуск автомобильных кранов в 1950 году на ДАЗе вырос до 2034 шт., а список освоенных автокомпонентов пополнился передней осью, задним мостом и узлами тормозной системы для ЗИС-150.
В январе 1951 года Днепропетровский автозавод собрал первые партии самосвалов ЗИС-585 не на привозных шасси, а из узлов собственного производства. Вскоре стартовал и товарный выпуск специальных прицепов военного назначения (спецкабин) и амфибий ДАЗ-485. До конца мая завод отчитался за выпуск 1216 самосвалов (в т.ч. 118 шт. – на шасси собственного производства) и 1185 автокранов. Конструкторская служба завода заканчивала работу над новым низкорамным прицепом 2-ПН-4, готовя документацию для постройки первой пары опытных образцов… Гром грянул в праздничный день 9 мая 1951-го, когда вышло в свет Постановление Совмина СССР №1528-768сс о передаче ДАЗа в ведение Министерства вооружения СССР. Уже 26 мая представителями МАТП СССР и МВ СССР был подписан акт приема-передачи предприятия, после чего оно получило новое название Днепропетровский машзавод. Избавляясь от заделов незавершенного производства, уже в составе нового министерства завод продолжал собирать автомобильную продукцию еще несколько месяцев: автокраны закончили делать в августе 1951-го, передав их дальнейшее производство Львовскому автозаводу, а самосвалы – в сентябре. Сборку амфибий модели 485 перепоручили МосЗИСу, куда вместе со всей документацией переехал и главный конструктор В.А. Грачев, а проекты грузовиков семейства ДАЗ-150 и прицепов ДАЗ-5000 дальнейшего развития не получили. На этом в истории ДАЗа была поставлена точка.
Читайте также на канале "МАШИНА":
- Как действительно выглядела переднеприводная "Волга" НАМИ-0173
- Прицепы, на которых в Советской Армии хотели возить людей
- Как мог выглядеть внедорожник марки ИЖ (проект НАМИ-0162)