Найти тему
NordSkif & Co

"Залечь на дно в Юрюзани" А город не знал, что он умирал...

История большинства Уральских городов прочно связана с заводами-основателями, которые и положили начало многим населённым пунктам раскиданным по всей уральской гряде.

В этот раз наши путешествия закинули нас в славный город Юрюзань, чья история также плотно связана с Юрюзаньским механическим Заводом. Да что уж говорить, если до до 1943 года самое поселение называлось Юрюзанский 3авод...

Общий вид на Юрюзаньский Механический Завод
Общий вид на Юрюзаньский Механический Завод

Почти вся старая производственная площадка ЮМЗ — заброшена или используется под складские помещения. Цеха пустые, производственные линии демонтированы.

Мы же перенесёмся сразу в заброшенный административный корпус который будет более интересной иллюстрацией к нашему рассказу...

Пустые заводские цеха
Пустые заводские цеха

Основан город вместе с заводом в 1758 году купцами И. С. Мясниковым и И. Б. Твердышевым, которые решили на берегу реки Юрюзань построить железоделательный завод и обрабатывать руду с уже работавшей на тот момент Бакальской Шахты.

Архивное фото завода ЮМЗ
Архивное фото завода ЮМЗ
Архивное фото завода ЮМЗ
Архивное фото завода ЮМЗ

Завод функционировал, но на самом деле его судьба довольно сильно отличается от судьбы множества подобных предприятий.

Например, в 1917 году заводу был закрыл в связи с отсутствием прибыли, но затем был реорганизован в металлообрабатывающее предприятие на базе оборудования из Петроградского Завода Посселя.

Заброшенный завод встречает нас уже привычными завядшими растениями
Заброшенный завод встречает нас уже привычными завядшими растениями

Завод меняет профиль и начинает выпускать подковы и гвозди. К 1940 завод завод выше на производство 14 миллионов подков, 848 тонн гвоздей и 4 миллионов телеграфных крючьев в год.

Кабинеты заброшенного завода ЮМЗ
Кабинеты заброшенного завода ЮМЗ

И так бы завод может быть и клепал гвозди да подковы, если бы не случилась Великая Отечественная Война и сюда не эвакуировали Тульский Патронный Завод.

Кабинеты заброшенного завода ЮМЗ
Кабинеты заброшенного завода ЮМЗ

ЮМЗ снова переориентируется, теперь уже на нужны фронта и начинает выпускать боеприпасы. За бесперебойный выпуск которых завод награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Кабинеты заброшенного завода ЮМЗ
Кабинеты заброшенного завода ЮМЗ

В послевоенные годы завод выпускает цепи для комбайнов, а также различное холодильное оборудование, например хорошо известные в наших краях холодильники «Юрюзань».

Работники цеха №4 на Первомайской Демонстрации
Работники цеха №4 на Первомайской Демонстрации

Советские Годы оказались для города самыми лучшими. Вместе с заводом рос и город, строились дома, больницы и школы. Был возведен внушительных размеров Дворец Культуры.

После распада СССР завод ещё некоторое время существовал, постепенно снижая производственные мощности. К 1998 году было даже запущено производство 15 новых моделей холодильного оборудования.

Но если сравнить показатели «восьмидесятых» 250.000 холодильников, 5500 километров комбайновых цепей и 1997 года в 43.000 единиц техники и 600 километров цепей станет понятно почему в 2002 году завод признают банкротом и закроют.

Конструкторское Бюро заброшенного завода ЮМЗ
Конструкторское Бюро заброшенного завода ЮМЗ

К слову, в 2006 значительная территория так называемой «старой площадки» была приобретена ООО «Внешнеторговая компания „Аркада“», которая попыталась возродить литейное производство и открыло линию по изготовлению вспененного полистирола…

Казалось бы счастливая реинкарнация завода, но нет, 19 сентября 2019 года компания Армада прекратило своё существование на основании прекращения конкурсного производства.

Остатки полистирола так до сих пор разбросаны по территории.

Кабинет дирекции заброшенного завода ЮМЗ
Кабинет дирекции заброшенного завода ЮМЗ

Удивительно, но фактически ЮМЗ продолжает свою деятельность, только то, что теперь называется Юрюзаньским Механическим Заводом теперь выпускает дистилляторы, проще говоря, самогонные аппараты которыми активно торгуют вдоль трассы М5. Думаю комментарии здесь излишни.

Технические помещения и заводская АТС
Технические помещения и заводская АТС

А теперь собственно к самому грустному — устойчивой убыли населения начиная с распада Советского Союза. Город без людей — умирает. Думаю, если посмотреть статистику по возрасту населения в городе ситуация будет ещё более грустная… Молодёжь, вся уезжает в крупные города.

Обратите внимание как совпадают рост населения при развитии завода после войны и стремительное падение после распада СССР начала «развала» основной производственной линии.

Данные о численности населения в городе Юрюзань с https://ru.wikipedia.org
Данные о численности населения в городе Юрюзань с https://ru.wikipedia.org

Удивительно, что при всём при этом у Юрюзани нет статуса моногорода, а значит он не попадает в те немногие имеющиеся программы государственной поддержки. Интересно, почему так произошло?

Будем благодарны за вашу подписку на нас! Новые материалы каждый день и больше 1000 опубликованных статей ждут вас уже на канале.