Ученые - народ подвижной мысли, а мысль требует игры и играет по любому поводу. Шутки - результат гибкости мысли. Ученые рассаживались в самолете. Мысли заиграли, заискрились, стала проявляться гибкость их. И, естественно, в этом словесном потоке было полно шлака, всегда сопровождающего практическое использование ценной породы.
- Как летим! Хорошо летим!
- Говорят, автопилот напился.
- Не забыть бы во Владивостоке найти последние метры Великой Сибирской магистрали.
- Их сейчас не найдешь. По закону Бойля-Мариотта, в такую жару все расширяется и пути удлиняются тоже. Я подсчитал - вся магистраль должна увеличиться приблизительно на десять километров. Так что магистраль будет в воду опущена. Удлинилась - и концы в воду.
В ответ на загоревшуюся перед глазами просьбу Аэрофлота "Застегнуть ремни". Начался "звон". Стало ясно - НИИ. вышел в путь, НИИ приступил к работе. Дорога со звоном короче, чем дорога без звона.
И вдруг посреди одной из шуток оказывается, что мы идем по Владивостоку и до "Витязя" не тысячи километров, а метры.На морском вокзале написано: "Владивосток - порт четырех океанов", потому что на свете всего и есть четыре океана.
Владивосток - Сан-Франциско - 8500 км.
Владивосток - Архангельск - 10 600 км.
Владивосток - Одесса - 18 700 км.
Около полусотни причалов.
- Такси, к тридцать третьему причалу. (Там "Витязь"),
- Пожалуйста.
С одного причала прямо, прямо, не видя земли, и вдруг можно наткнуться на Полинезию или Антарктиду. С другого, - если бы не ограничивающий горизонт (ох, уж этот ограничивающий горизонт!), - хорошо смотреть на Йокогаму, Гавайи, Калифорнию.
А в магазине "Морепродукты" (о великий и могучий язык администраторов!) на главной улице города продаются свежие осьминоги, филе из меч-рыбы, а также мурены - любимое лакомство древнеримских патрициев.
Мы на "Витязе", о котором столько писали, и надеемся - весь цивилизованный мир знает про этот корабль. Мы на "Витязе", и "Витязь" готовится к своему сорок второй рейсу.
Комментарий специалиста
В этом обществе дилетантов высокой квалификации мне отводится роль зануды-критика. Вот мои друзья пишут: "Витязь" готовится к сорок второму рейсу. А что это значит? Каждый рейс в среднем - три месяца. сорок два помножить на три равно сто двадцать шесть месяцев - десять с половиной лет.
Но рейс это еще и подготовка к нему - оборудование, материалы, люди, научные задачи, обработка собранных проб, образцов, чисел, появление научных статей, монографий, книг, составление карт.
"Витязь" плавает с 1949 года. Почти двадцать лет. И чтобы представить себе, что такое "Витязь" для науки об океане, проще всего, пожалуй, спрятаться за спасительное перечисление сделанных им открытий.
К 1952 году ученые на "Витязе" отменили постулат о безжизненности морских глубин, добыв богатые уловы с десятикилометровой бездны Курило-Камчатского желоба. И с тех пор за прошедшие пятнадцать лет более половины представителей глубоких слоев океана открыты и изучены с помощью "Витязя".
К 1959 году, после очередной экспедиции "Витязя", стало совершенно ясно, что в океане есть течения почти во всей толще вод. Везде, а не только на поверхности. После такой сенсации ученым пришлось полностью менять методику измерений и расчетов течений. До этого рейса океанологи были уверены, что глубинные воды практически неподвижны.
Потерян счет горам, хребтам, желобам, возникшим на картах вслед за кильватерной струей "Витязя".
Оценки ученых и неспециалистов часто расходятся. То, что для ученого - событие величайшего значения, для любителя - малозначащий факт.
В таких случаях в ход пускаются испытанные на публике факты! На "Витязе" открыты:
- максимальная глубина Мирового океана - 11 022 метра,
Марианский желоб, август 1957 года,
- Восточно-Индийский хребет, высота 3-4 км, длина около 5000 км, ширина около 200 км. Сравните его на выбор с Уралом, Кавказом, Альпами или даже Кордильерами;
- открыт и изучен новый тип животного царства - погонофоры. Понимаете, тип! Не вид, не род, не отряд, не класс, а тип! Есть хордовые (это и мы), членистоногие, моллюски и прочие. А плюс к ним теперь есть погонофоры.
В общем вся современная отечественная океанология началась с работ сравнительно небольшого (5,5 тысячи тонн водоизмещения), совсем для корабля немолодого (год рождения 1939), уже по нынешним представлениям некомфортабельного (нет установок для кондиционирования воздуха, тесноваты каюты и лаборатории) теплохода "Витязь".
На этот раз "Витязь" исследует всего лишь небольшую часть Тихого океана - Японское море. Что такое Японское море и Япония? Был ли тут материк, а Япония - его остаток: результат погружения материка и наступления Океана.
Был ли тут Океан, а Япония - первая ласточка рождающегося материка. А может быть, Япония - осколок Азии, куски, оторвавшиеся от материка и уплывающие на Восток? Ведь есть же теория плавающих материков: коры земли, плавающей на "твердой жидкости" земной мантии.
А есть точка зрения, что берега Тихого океана сдвигаются. И как когда-то на месте задвинутого землей океана образовались Гималаи, Памир, так и сейчас Япония, выталкиваемая из земной мантии - будущая "крыша мира".
Отвергнуть или доказать, что Япония откололась и уплыла или что плывут навстречу океанские берега, - это ответить на один из вопросов века, как теперь принято говорить. Одному из нас, профану в этой области, нравится теория плывущих материков. Другому нравится, что материки могут столкнуться и вздыбиться к небу.
Одному нравится это непостоянство, эта зыбкость - даже материки и те на месте не стоят (неисповедимы пути материков!). Другому - беспредельность неожиданности: земля из океана - к небу.
Спасибо за просмотр, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!)