Многие пациенты бояться проснуться во время своей операции и страх этот вполне обоснован. Наверняка Вы читали об этом в интернете, видели по ТВ или слышали от кого-то из знакомых. Но может ли это произойти в действительности?
Почему это может произойти?
Интранаркозное пробуждение — крайне редкая ситуация, когда пациент просыпается в момент операции, может слышать и ощущать происходящее вокруг, чувствовать боль. В чем суть и механизм этой проблемы?
Наркоз подразумевает достаточную седацию, что означает усыпление, обезболивание и релаксацию, то есть расслабление мышц. Сами по себе мышечные релаксанты не обладают обезболивающим действием.
Если ввести только их, без дополнительного, точнее, без предварительного усыпления и обезболивания, то человек будет всё слышать и чувствовать, но говорить не сможет, поскольку мышцы расслаблены. При этом пациент испытывает сильнейший страх, так как дышать сам он не может. Стресс может привести к развитию инфаркта миокарда. Именно поэтому наркоз подразумевает последовательное введение нескольких препаратов, каждый из которых выполняет свою функцию.
Испытано на себе: я, будучи анестезиологом, (на тот момент мне было около 35 лет) для интереса решил испытать на себе как действуют препараты. Так вот, в условиях операционной, при полной готовности коллег (врачей-анестезиологов) к реанимации, мне ввели релаксанты без снотворного и обезболивающих! Ощущения не из приятных: всё понимаешь и чувствуешь, а сделать не можешь ничего — никому не советую! Я, конечно, понимал, что меня коллеги спасут, но страх был сильный.
В интернете можно найти случаи, описанные пациентами, которые проснулись во время наркоза и всё чувствовали. Такое бывает крайне редко (примерно 1 случай на 1000 операций), но тем не менее это имеет место быть.
Врачебная ошибка или выдумка?
Случаи интранаркозного пробуждения происходят, если анестезиолог сознательно или по незнанию, от нехватки опыта, введет поверхностный наркоз, при этом доза релаксантов достаточная (мышцы расслаблены), а седативных и обезболивающих анальгетиков — нет (сознание не отключено). Пациент просто не может, как мы говорим, «убежать» с операционного стола.
Это может произойти при кесаревом сечении с многокомпонентным интубационным наркозом с релаксантами. В этом случае анестезиолог сознательно ведет наркоз поверхностный, с минимальными дозами седативных и наркотиков до рождения, чтобы на свет появился ребенок без угнетения дыхания.
Мама в это время почти всё чувствует, артериальное давление повышается до 180-200 мм/рт/ст., пульс до 180, как у космонавта на старте ракеты. Это видно на мониторе, но необходимо всего на 2-3 минуты для рождения малыша, затем наркоз углубляется, и у мамы наступает «ретроградная амнезия», т.е. после операции, как правило, мама ничего не помнит.
Анестезиология — это искусство!
После любых полостных операций, если всё проходит хорошо, мы, анестезиологи. стараемся разбудить пациента как можно раньше, с «предпоследним швом», когда уже хирурги зашивают кожу.
Это позволяет уменьшить количество вводимых анестетиков и их токсическое действие. В этот момент у пациента возможны ощущения, что он всё чувствует, ощущает прикосновения, но боли нет.
Возможны тактильные ощущения, и человек будет даже что-то слышать во время так называемых малоинвазивных операций, когда нужно кратковременно "усыпить" пациента, минут на 5 — 10 — 15. Например, аборт, вправление вывихов, пункционная биопсия, лапароскопия и так далее, но боли быть не должно.
Пробуждение во время наркоза при проведении внутримышечного, внутривенного и тем более многокомпонентного интубационного наркоза (при современном уровне развития анестезиологии) свидетельствует о низкой квалификации анестезиолога.
Работа анестезиолога – это знания и искусство, понимание сути процесса! Задача анестезиолога во время любой операции – устранить боль! Если пациент чувствует боль, тем более сильную, возможно развитие болевого шока вплоть до остановки сердца. Ни пациенту, ни врачу это не нужно!
Здоровья Вам и грамотных врачей!
Читайте мой блог vnarkoze.ru и задавайте вопросы.
Вот, из-за этого врача у меня горло болит! Или история о том как я спасал ему жизнь...