Село Теньки расположено всего в сотне километров от Казани в живописном месте – на берегу Волги. Оно имеет богатую историю, упоминается в источниках аж 16-го века. По обе стороны реки густой лес. Именно в этом с виду спокойном месте в 2013 году произошло жестокое убийство активиста, жителя этого села, в одиночку боровшегося с захватом заповедных природных территорий.
Игорь Сапатов жил в доме, который выстроил своими руками на отшибе, у реки. Вместе с супругой вели хозяйство. Игорь землю любил, ранее он успел поработать и замдиректора, и директором сельскохозяйственной компании. В семье родилось двое детей – Саша и Лиза. По словам друзей, Игорь был сильным, любил помогать людям и никогда не боялся трудностей. Односельчане иногда звали его Шреком: за сходство с симпатичным добрым великаном из мультфильма.
Где-то в 2008 году в Теньках стали происходить удивительные вещи. По закону местные жители имеют приоритетное право на получение земли на особо охраняемых природных территориях по берегам Камы и Волги. Случайно выяснилось, что на ни о чем не подозревающих селян оформлялись участки этой земли, которые затем втихаря за миллионы перепродавались местной элите. Естественно, никаких денег жители в глаза не видели и о продаже не знали. А вскоре прямо на берегу, в заповедной полосе начали появляться двух-трехэтажные коттеджи. За несколько лет вырос целый поселок. Для строительства вырубался лес. Мало того, между домами даже прорыли каналы, чтобы новым хозяевам можно было прямо от дома выезжать на катерах на большую воду. Вокруг, как водится, поставили заборы.
Жители Теньков, которым перекрыли доступ к реке, стали писать коллективные жалобы в Роснедвижимость, Росприроднадзор, министру внутренних дел и президенту о махинациях с особо охраняемыми природными территориями. Однако их письма возвращали "для рассмотрения" обратно в Татарстан, где никто, разумеется, никаких нарушений не находил.
В конце концов, поняв, что помощи ждать неоткуда, люди потеряли надежду и отступились. Все, кроме Игоря Сапатова. Он продолжал добиваться справедливости, ездил по инстанциям, писал письма и заявления в полицию и прокуратуру, делал публикации на антикоррупционных сайтах. Писал и о краденых из местного лесничества саженцах, которыми "облагораживаются" эти краденые земли, прикладывал фотодоказательства. Не боялся прямо называть имена – ответственность за происходящее в селе возлагал на руководство девелоперской компании ООО «Сувар-Казань».
В 2009 году активист предал гласности несколько вопиющих случаев мошенничества и отъема земли у жителей села, в основном пенсионеров. Под застройку отобрали даже подсобный участок Теньковской средней школы, на котором сотрудники выращивали картофель для школьной столовой.
От правоохранительных органов Игорь получал одинаковые ответы: «Отвод земельных участков производится в строгом соответствии с законом», а в том, что высокопоставленные дачники воруют лес, выкапывают и пересаживают взрослые деревья из лесного питомника на свои дачи, «нет события преступления».
Но Игорь продолжал, по его собственному выражению, "шуметь". Настойчивого и активного Сапатова несколько раз пытались убить, в его машину подбрасывали боеприпасы. В 2009 году на него напал неизвестный с ножом. Но раненый Игорь, бывший самбист, сумел отбиться от злоумышленника. В том же году была совершена попытка поджечь дом Сапатовых. Семью спасла собака – разбудила лаем ночью. По этим случаям удалось добиться возбуждения уголовных дел, но они были вскоре закрыты "за отсутствием подозреваемых".
Конечно, он понимал, что ему грозит опасность. Вдова Игоря Елена впоследствии вспоминала: «Мы буквально с топором у двери жили. Муж мне говорил: «Когда меня не будет, то и вас здесь не будет. Ты ведь не сможешь со всем этим бороться». А правоохранительные органы совершенно не воспринимали все эти нападения серьезно, чуть ли не прямо говорили, что Игорь сам их инсценирует, чтобы привлечь к себе внимание!».
Убийство произошло вечером 18 июля 2013 года. Игорь и его сын-старшеклассник отправились на заброшенный карьер за песком, которым собирались засыпать ямы на разбитой сельской дороге. Сапатов-старший поехал на автомобиле, сын Саша сел за руль трактора. По пути Саша заметил, что кто-то прячется у дороги в кустах. Остановились, подошли. На них выскочил незнакомец и на глазах у сына выстрелил в Игоря из пистолета с глушителем.
Игорь оттолкнул сына, а сам побежал в противоположном направлении, в поле. Саша бросился за подмогой. С ранением Игорь пробежал несколько сотен метров. Как следует из оперативных материалов, убийца преследовал жертву, несколько раз выстрелил ему в спину, а когда Игорь упал, сделал контрольный выстрел в голову.
Игорю Сапатову было 40 лет.
Жители села Теньки и семья активиста уверены: Игоря убили за его деятельность в защиту заповедных земель.
Спустя три недели после убийства благодаря реакции в СМИ прокурор района отправил материалы, поданные Игорем, на новую проверку, но в тот же межрайонный отдел полиции, куда обращался Сапатов. Проверка, естественно, опять закончилась ничем.
В октябре 2013 года стало известно, что владельцам дорогих коттеджей в Теньках предъявили требование освободить для местных жителей доступ к береговой полосе. Год спустя, по словам очевидцев, заборы оставались на месте.
Юрист, который представлял интересы вдовы Игоря, говорит, что шансов на раскрытие заказного убийства практически нет, хотя в рамках следственных действий исследовано оружие, изъятое у местного ЧОПа, изучен биллинг звонков в разные регионы в моменты, связанные с нападениями на Игоря, проведен обыск у Евгения Королькова, гендиректора «Сувара».
По его словам, обратились даже в программу Первого канала «Человек и закон». Те отсняли большой материал об убийстве и даже назвали дату эфира. Но в назначенный день вместо материала об Игоре вышел другой сюжет.
Сайт «Открытая Россия» приводит слова старшего помощника руководителя Следственного управления СКР по Татарстану Андрея Шептицкого от 2016 года: «Уголовное дело об убийстве Игоря Сапатова в настоящее время приостановлено в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление преступника, продолжаются». На сегодняшний день подвижек в расследовании нет.