Найти тему
Глазами психолога

6 способов сделать урок полезным и интересным

Здравствуйте, уважаемые читатели! За время моего отсутствия произошло многое: например, я поменяла два места работы, сейчас веду уроки в онлайн-школе. И в течение рабочего года меня постоянно спрашивали: "Что вы посоветуете начинающим и опытным преподавателям? Как вести уроки интересно?" Поэтому вернуться на канал я решила именно с ответами на этот вопрос.

Масло в огонь подливали и сами ученики: "А на математике скучно, а на литературе мы вообще спим, а почему вы не можете преподавать у меня постоянно?" Конечно, я прекрасно помню свои школьные годы, особенно те уроки, на которых только и хотелось, что спать, даже если предмет был понятен. Будучи учителем, я прекрасно понимаю ситуацию, но она уже не кажется мне забавной, потому что я хочу не только дать ученику знания, но и посеять в нем заинтересованность. Не будем лукавить: в школу наши дети прежде всего ходят пообщаться, учёба – это что-то второстепенное (к сожалению, для многих учителей в том числе), однако, когда ребёнок долгое время пребывает на скучных занятиях, он начинает задумываться, зачем ему вообще в школе находиться, если погулять и поболтать можно вне её стен. И мы потом удивляемся, откуда столько пропусков и почему ученики не заинтересованы в учебе. Как же быть?

Источник: Яндекс.картинки
Источник: Яндекс.картинки

Я работала в государственной школе как с пятыми, так и с одиннадцатыми классами, в частных компаниях вела занятия как для групп, так и индивидуально, организовывала внеклассные занятия (по вопросам поступления, экзаменов, профориентации и т.д.) для огромной аудитории, поэтому за пять лет работы у меня сложилось следующее видение того, как сделать уроки интересными и полезными:

ПОЛЬЗА:

1. План урока. Тщательно готовлюсь к уроку, отбираю различные материалы: текст, фото, видео. Главное, чтобы это было важным и нужным дополнением к занятию. Также я обязательно заранее продумываю, в какую часть урока будет здорово и органично что-то из этого вставить. План урока - это то, что я соблюдаю уже пять лет, потому что даже самый опытный из опытнейших учителей может что-то забыть, перепутать и т.д. Как любит говорить моя ученица: "Мы же живые человеки!"

2. Повторение материала. И вовсе не учеником, а учителем! В продолжение высказывания о "человеках": мы все живые люди, значит, всегда можем что-то упустить или забыть, поэтому освежать свои знания, повышать квалификацию, изучать что-то новое по теме - очень даже хорошо и вовсе не стыдно. Если я понимаю, что начала что-то упускать - немедленно к учебникам/книгам/пособиям! В итоге я часто нахожу или вспоминаю что-то интересное и потом рассказываю об этом ученикам: и свою экспертность показываю, и их еще больше вовлекаю в урок.

3. Нестандартная подача. Казалось бы, мы не в цирке и не клоуны: и презентации делать научились, и даже кино на уроках включали! Ну что вам еще-то нужно? Конечно же, специфика урока влияет на многое: на русском языке сложнее что-то показать визуально, нежели на математике или физике. Поэтому исходим из того, что ведем. Если это русский язык - можно рассказать о происхождении какого-либо корня, слова и т.д., если история - рассказать что-то интересное и близкое нам из жизни правителя, а не только о внешней и внутренней политике. Главное - вам тоже должно быть интересно. Я подобные вещи подаю так, будто узнала какой-то секрет вечности: " Представляете?! Я была в шоке, когда это прочитала!" Может, абсурдно, но всегда работает :) И еще немного о подаче: на групповых занятиях в онлайн-формате перед уроком я ставила различные мультики, чтобы поднять ребятам настроение, в течение урока добавляла всякие мемы. Да, избито, но схема рабочая. Главное - подобрать подходящее именно для ваших учеников!

Примерно так я себя представляю, когда даю ученикам что-то интересное. Источник: Яндекс.картинки
Примерно так я себя представляю, когда даю ученикам что-то интересное. Источник: Яндекс.картинки

ИНТЕРЕС:

4. Индивидуальность. Нужно всегда помнить, что Маша, Саша, Петя и Вася - это совершенно разные люди: Маша любит ваши шутки про собак, а вот Петя вообще собак ненавидит, поэтому транслировать одно и то же всем подряд не нужно. И даже если у вас 50 классов по 100 человек, вы довольно быстро обнаружите, что замечаете особенности большинства ребят: кто-то обожает всё черное, другой - фанат Гравити Фолз, а кто-то не может учиться и в принципе жить, если не съест после урока сосиску в тесте в столовой, а после этого непременно опоздает на ваш урок (и это всё - мои ученики, реальная жизнь и реальные истории). Когда ученик поймет, что вы обращаетесь к нему и что вы что-то о нем знаете или его понимаете, он совершенно по-другому начнет относиться к вам и вашему предмету.

5. Разговоры по душам. Я всегда держу в голове, что на моем уроке находятся живые люди, а не роботы. И им зачастую хочется поделиться радостью или печалью, им нравится рассказывать о себе или слушать чужие истории, особенно что-то из обычной жизни, поэтому если урок немного перетекает в обсуждение чего-то личного, я с удовольствием ребят поддерживаю и делюсь своим опытом. Это нас очень сближает и на качество урока негативно не влияет, занимает минуты 2-3. Зато какой настрой потом!

6. Эмпатия. Вам не должно быть все равно, что у ученика случилось горе, что он завален школьными и домашними делами, что у него случилась первая любовь и т.д. На себя это транслировать не нужно и активно сопереживать или поздравлять с чем-то - тоже, но знать о его жизни очень полезно и при случае поддержать стоит. Пара ободряющих слов никому не повредит, зато доверие только возрастет, и уроки станут намного интереснее.

И то, с чего я могла бы начать и как я ответила сама на поставленный вопрос: надо просто любить свою работу и особенно любить детей/людей в целом. Тогда всё получится непременно! Работайте над собой и своей личностью, экспериментируйте с методикой, подачей материала, форматами уроков. Пробуйте разное! Если вам неинтересно и вы заскучали - ребята, как сканеры, сразу это почуют, тогда уже никакой из вышеперечисленных советов не поможет, если вы сами перегорели (об этом, кстати, будет один из следующих материалов). Успеха вам в уроках и в работе!