Слишком рано или слишком поздно? Однозначно, как показало расследование не предпринимай пилоты ИЛ-76 ни каких действий перед столкновением, трагедии можно было избежать. Хотя проблема была не только в этом. Но обо всём по порядку.
Столкновение произошло между ИЛ-76 Казахстанских Авиалиний, летевшим (рейс KZA1907) в Дели и Boeing 747 (Saudi Arabian Airlines, рейс SVA763) летевшим из Дели. Оба командира были очень опытными пилотами с налётом более 9 тысяч часов каждый. Большинство пассажиров 747 были сезонные рабочие, которые планировали работать у богатых саудитов служанками, водителями и поварами. Пассажиры ИЛ-76 в Индию летели за покупками. Оба рейса, обслуживал авиадиспетчер В.К. Датта
Диспетчер дал указание рейсу KZA1907 занять эшелон 150 (15 000 футов или 4600 метров), когда самолёт находился в 137 километрах от радиомаяка аэропорта. Но на самом деле самолёт был уже на высоте 4400 метров (14500 футов) и продолжал снижаться. В это время набирал высоту рейс SVA763 до эшелона 140, что бы разминуться с ИЛ-76, который должен был лететь на 150 (разница по высоте 300 метров).
И тут внезапно бортрадист обнаруживает, что они находятся не на той высоте, сразу же докладывает это пилотам. Они незамедлительно начали набор высоты и спустя 3 секунда срезают хвостом левое крыло боинг 747. Боинг сразу направляется штопором к земле, столкнувшись с ней на почти звуковой скорости 1135 км/ч, ИЛ-76 потеряв управление, врезался в землю, пролетев от места столкновения некоторое расстояние. Удивительно, но из под обломков, Индийские спасатели достали 6 раненых, четверо были в ИЛ-76, двое в 747, правда, они не выжили. Всего в результате этого ЧП погибло 349 человек.
Кажется, что останься на своей высоте ещё несколько секунд, удалось бы разминуться с 747, но дело не только в этом - расследование показало ещё несколько моментов, которые способствовали катастрофе:
Плохое владение экипажем ИЛ-76 английским языком (знакомый пилот рассказывал о том, что индусы так быстро говорят на английском, что очень непонятно что они произнесли – прим автора).
В аэропорту Дели для гражданских самолётов был только один коридор, как на вылет, так и на посадку. Остальные использовали военные.
Устаревший радар, не показывающий высоту и информацию с транспондера самолёта.
По сообщению авиадиспетчеров Индии Казахи часто путали метры и футы, километры и мили.
Неудовлетворительное выполнение экипажем своих обязанностей.
Отсутствие на обоих самолётах системы предупреждения столкновения в воздухе.