Найти в Дзене
ИгроМэн

«Лихие» консоли. Часть 1.

Оглавление

Готовясь к написанию этого материала, я вспомнил свою юность, мысленно окунулся в то время, которое сейчас почему-то принято называть модным словосочетанием «лихие девяностые», будто «двухтысячные» были менее лихими.

 https://retrogamer24.de/ebay/prod/9235/img/Image1.jpg
https://retrogamer24.de/ebay/prod/9235/img/Image1.jpg

Так уж получилось, что отрочество мое было связано с компанией Nintendo, многие геймеры считают ее производителем развлечений для уставших от рутинной работы домохозяек и детей, не готовых к «серьезным» играм. А ведь в конце 80-х, начале 90-х (да-да, лихих) японский гигант был полноправным властелином на поприще консольных игр.

Пусть в то далекое время я, как и многие другие подростки из России, не держал в руках джойстик той самой легендарной приставки Famicon (NES), но подключал к своему плохенькому телевизору клон этого устройства — Dendy. С бессмертным слоненком на корпусе. Как говорится, игры те же, удовольствие то же, тогда зачем платить больше?
Nintendo Entertainment System вышла в Японии в 1983-м году, а в США и в Европе в 85-м и 86-м соответственно. Приставка принадлежит к третьему поколению (Xbox 360, PS 3 и Wii, напомним, седьмое поколение консолей).

На тот момент у нее было два основных конкурента, которые не могли даже приблизиться к лидеру, не говоря уже о том, чтобы встать с ним в один ряд. Нет, на Sega Master System и Atari 7800 выходили неплохие игрушки, но появились эти две системы позже NES, да и количество и качество самих проектов не шло ни в какое сравнение с милыми, разнообразными и очень интересными играми для Famicon.

Первая консоль, поразившая умы миллионов игроков.
Ее конкурент, не снискавший славы.

https://i0.wp.com/geekyapar.com/wp-content/uploads/2014/12/Super-Mario-Bros-e1516277927729.jpg?w=600
https://i0.wp.com/geekyapar.com/wp-content/uploads/2014/12/Super-Mario-Bros-e1516277927729.jpg?w=600

Наверное, сложно найти геймера, не знакомого с такими именами как Super Mario, Donkey Kong, Contra, Castlevania, The Legend of Zelda, а также с потрясающими скролл-шутерами. Редкий школьник конца 80-х, начала 90-х годов не пропускал уроки или делал домашнее задание, вместо того, чтобы в очередной раз попробовать спасти принцессу из лап кровожадного монстра или помочь двум дружным братьям уничтожить вселенское зло. И ведь ни о каких чекпоинтах или сохранениях не было даже речи. Максимум — это «континиус» в конце уровня.

И не стоит забывать про сектор портативных консолей, в котором Nintendo была чуть ли не единственным производителем вплоть до конца 2004-го года. Когда в мире появилась PSP от Sony.

Другими словами, NES стала культовой приставкой и прославила своего создателя, японскую компанию Nintendo.

По следам лидера

Быть первым всегда, постоянно оставляя своих конкурентов далеко позади, очень сложно. Nintendo была главной во времена NES и получала хорошую прибыль, а другие производители консолей ей дружно завидовали. Первый звоночек, пошатнувший положение японской компании на рынке приставок, появился в 1988-м году, когда на арену с блеском вышла 16-ти битная консоль от компании Sega — Sega Mega Drive.
Она оказалась очень удачной, да и появилась в продаже аж на 2 года раньше своего прямого конкурента — Super Nintendo Entertainment System. На сей раз Nintendo не стала победителем негласного соревнования, ведь, как известно, «Кто первый, того и тапки».

Тапки достались Sega. Да, в итоге Super Nintendo продалась лучше соперника на 10 миллионов экземпляров (39 млн. Mega Drive и 49 млн. SNES), но о ней больше не говорили как о безусловном лидере, как о единственном игровом устройстве. Сейчас, если вспомнить четвертое поколение консолей, то на ум придет не только Super Nintendo, как в случае с NES, но и Mega Drive.

Sega выпустила 16-ти битную консоль раньше компании Nintendo.
Лишь через 2 года после Sega, Nintendo выдала 16-ти битную приставку.

Sega сделала главное. Выпустила доступную, современную на тот момент, красивую и не лишенную качественных тайтлов приставку. Ведь все мы помним серию Mortal Kombat, синего ежика Сонника, веселого и неунывающего червяка Джима, гонки на быстрых мотоциклах Road Rash, а также одну из первых стратегий в реальном времени Dune 2: Battle for Arrakis. Именно с нее автор этих строк начал знакомство с замечательным жанром RTS.

Более того, для многих геймеров «Дюна» стала настоящим откровением, они не представляли, что вот так просто можно строить базу в игре, проводить апгрейды, создавать свою армию, громить врага и делать все это в реальном времени, прямо как в жизни, не отсчитывая ходы и не ожидая пока противник сообразит, что ему делать дальше.

Что бы кто ни говорил, но с этого времени Nintendo больше не была единственной. Да, ее устройства хорошо продавались, приносили прибыль японскому гиганту, но не были основными. Наравне с ними на рынке хозяйничали и другие консоли.

От картриджей к дискам

Такие как Sony PlayStation, например. Да-да, компания Sony решила не быть сторонним наблюдателем и с помпой вошла на бурно развивающийся рынок видеоигр. В 1994-м году корпорация выдала технологичную 32-х битную приставку PlayStation, использовавшую в качестве носителей информации не неудобные картриджи, а знакомые всем нам сейчас, но революционные тогда CD диски. Можно сказать, что Sony развязала разработчикам руки. Они получили не только мощное железо системы, но и большой объем памяти для своих проектов.

Одна за другой стали выходить 3D игры. Сама же PlayStation имела сравнительно невысокую цену, да и появилась раньше конкурента от Nintendo — Nintendo 64 — на 2 года. Все это послужило причиной того, что Nintendo еще больше сдала позиции и совсем уж отдалилась от звания «единственный производитель», которое могла носить в конце 80-х годов.

Продолжение во второй части про "лихие консоли"