Как звали самого знаменитого корабельного плотника? Те, кто подумал о Петре I - ошибаются. Это Ной, конечно, только ныне многие ли о нём помнят? В Писании же сказано: И сказал [Господь] Бог Ною: ... Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей.
Мера длины "локоть" имела очень много значений - от 45 до 53 сантиметров у разных народов и в разное время. Но по любому выходит, что ковчег был побольше судов "река-море", на которых я избороздил море от Поти до Барселоны. Впрочем, Колумб вообще на скорлупках океан пересекал. Но к теме. Вот фото предполагаемой копии ковчега, построенной в натуральную величину и превращённой в музей:
Оставим в стороне вопрос - где Ной взял денежки на его постройку? Упомянутая копия обошлась в 100 млн. евро.
Однако есть свидетельства и помимо Библии, что суда подобных размеров строились и спускались таки на воду, правда для этого понадобился талант Архимеда и царские финансовые возможности .
Как всем известно, Архимед смог установить, из чистого ли золота изготовлена корона сиракузского царя (его ещё называют тираном) Гиерона II, всего лишь погрузив её в сосуд с водой и произведя несложные подсчёты. Но значительно менее известно его участие в строительстве и спуске на воду корабля под названием "Сиракузия" , упомянутом Афинеем из Навкратиса со слов Мосхиона (уже тогда было принято давать пруфы :) Главным строителем был Архий из Кориандры. Корабль строился год. Когда пришла пора спускать его на воду, стало понятно, что сделать это никому не под силу, вот тут и понадобился технический талант Архимеда и его умение создавать системы блоков.
Я не буду описывать чудес на этом судне, вроде сада, орошаемого специальным водопроводом, конюшни для лошадей, мозаик на полах в помещениях и прочей роскошью, красиво жить не запретишь. Нас интересуют размеры, Плутарх писал, что водоизмещение в современных мерах составляло 4200 тонн, длина 150 метров. Верить ли? Известно, что судно совершило единственный рейс в египетскую Александрию со следующим грузом:
Зерна грузили на корабль шестьдесят тысяч талантов, сицилийской соленой рыбы – десять тысяч бочек, шерсти – двадцать тысяч талантов и двадцать тысяч талантов других товаров; кроме этого, продовольствие для плывущих на корабле.
Талант соответствовал современным 26 килограммам. Подсчитал, получилось, что кроме рыбы вес груза составил 3000 тонн. Ну пусть бочка весила 50 кг, это ещё плюс 500 тонн, так что Плутарху вполне можно верить.
Но есть свидетельства и о других больших кораблях античности. Например, Калликсен писал о царе Птолемее Филопаторе следующее: Филопатор построил тессараконтеру, имевшую в длину двести восемьдесят локтей, а от борта до борта тридцать восемь локтей; в вышину же до верхнего края борта — сорок восемь локтей, а от верха кормы до ватерлинии — пятьдесят три локтя.
Размеры, вполне соотносимые с размерами Ноева ковчега.
Построил Филопатор и речное судно, так называемую «барку с каютами» (θαλαμηγός), длина которой достигала полутора стадий, а ширина тридцати локтей, высота же вместе с палубными надстройками — почти сорок локтей.
Стадий, кстати - примерно 178 метров. Река для такого судна в те времена подходила одна - Нил. А Птолемей Филопатор тогда и был царём Египта.
Корабли римлян были поскромнее. Имеются свидетельства об одном из самых крупных, ходившим между Италией и Египтом, длина которого составляла 55 метров, ширина 15 метров, а высота от киля до верхней палубы — 13 метров. Это судно перевезло обелиск весом в 500 тонн от Гелиополиса до Рима. Водоизмещение составляло около 1300 тонн, потому что, помимо обелиска, оно было загружено ещё и 800 тоннами чечевицы.
Пара более крупных была обнаружена на дне озера Неми, длина их составляла 73 и 70 метров, ширина около 20 метров. Чтобы добраться до них, Муссолини приказал спустить часть воды из озера.
Но это были скорее не корабли, а плавучие дворцы, принадлежавшие императору Калигуле, поэтому осадка была небольшой, соответственно и водоизмещение. Зато на них были все достижения того времени в области комфорта - подогреваемые полы, водопровод, бассейны и всё тому подобное.
А что там у китайцев? Известно, что ещё до Колумба китайцы отправляли исследовательские эскадры вплоть до Красного моря, хотя кое-кто намекает и об Америке. Имеются различные мнения о размерах самых крупных их кораблей. Например, длина - 126 м; ширина - 51 м;
водоизмещение - 7000 тонн. Пропорции китайских кораблей отличались от европейских, как видите, отсюда и такое водоизмещение. У "Авроры" и "Варяга" оно было поменьше:)
Вот макеты джонки китайского адмирала Чжэн Хэ и каравеллы Христофора Колумба:
Похоже, что китайцы и Ноя переплюнули. Хотя некоторые исследователи считают, что эти размеры преувеличены. Обидно, конечно, для европейского сознания, это вполне естественно :)
Ещё об истории кораблестроения:
Был ли штурвал на корабле Магеллана?
Как клепали корабли. И не только их
Корабли, сильно непохожие на других,
...................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь