Постоянное изъятие предметов из музейных коллекций - будь то путем их передачи другому музею или учреждению, продажи или уничтожения - может вызывать споры, и хорошо подготовленные аргументы заключаются в том, что изъятие может препятствовать будущему поступлению пожертвований и финансированию приобретений, а также негативно сказаться на репутации.
Однако имеются веские аргументы в пользу утилизации в рамках рационального управления коллекциями, как было отмечено Императорским военным музеем ( IWM) при проведении пятилетнего обзора коллекций в период с 2010 по 2015 год.
Цель заключалась в том, чтобы убедиться, что коллекции остаются целенаправленными, дублируются или находятся в таком плохом состоянии, что они не поддаются консервации, не отвечают целям или задачам музея и не рассматриваются на предмет ликвидации.
Строгий и всеобъемлющий процесс утилизации описан в программном документе музея Развитие коллекций (приобретение и ликвидация). Обзор был проведен кураторами, которые рассмотрели конкретные части коллекции и рекомендовали предметы для утилизации комитету по обзору коллекций IWM. После того, как Комитет одобрил утилизацию, потребовалось дополнительное внутреннее и внешнее одобрение.
Это включало обращение к экспертным советам и мнениям заинтересованных сторон, таких как доноры, исследователи и сообщества, обслуживаемые музеем. Утилизация не дублирующих друг друга присоединенных материалов, т.е. материалов, официально принятых в коллекцию, также требует согласия государственного секретаря Департамента культуры, средств массовой информации и спорта или их уполномоченных органов.
В своей коллекционной политике музей четко определяет, что он придерживается строгих этических принципов, конкретных законов об Императорских военных музеях и Закона о музеях и галереях, руководства музейного сектора и законодательства Великобритании, в частности благотворительного права.
В процессе проверки строго соблюдались меры, и выбытия были произведены надлежащим образом. IWM заявляет, что она безопасно утилизировала:
- 69 единиц огнестрельного оружия, которые не имели отношения к ее компетенции;
- 27 000 фильмов, включая видеокассеты, на которых она сохранила главные ролики или где IWM не владела правами на использование фильмов, уже хранящихся в таких организациях как BBC;
- и ряд крупных объектов, включая транспортные средства, самолеты и аэромоторы, где они не были значимы для коллекции или не отвечали требованиям музея.
Недавний пример - ночной истребитель метеоритов Армстронг Уитворт. Самолет, построенный в 1952 году и перевезенный на IWM в 1974 году, никогда не летал в конфликте и не имеет нескольких ключевых деталей, которые ограничивают его возможности для интерпретации. Семь других ночных истребителей метеоритов существуют в британских музеях. Самолет был передан в дар компании Boscombe Down Aircraft Collection, где заполнил соответствующий пробел в коллекции и будет восстановлен.
ИУВР также уничтожил около 40 000 книг, брошюр и периодических изданий, не вошедших в концессию. К ним относятся дубликаты, материалы, находящиеся в большом количестве в других местах, а также названия, выходящие за рамки компетенции музея. Для вывоза неприсоединившихся товаров не требуется такой же уровень одобрения, как для вывоза, как для вывезенных товаров, и, за исключением некоторых товаров, переданных в дар, эти материалы были выставлены на аукцион. Неблагоприятная реклама может быть опасной для уничтожения, и в январе 2017 года в газете Таймс была опубликована статья под заголовком Военный музей перестает торговаться, посвященная процессу IWM.
Императорский военный музей поднял брови, разгрузив значительную часть своей коллекции, созданной в результате конфликтов прошлого века, по поддельным ценам - об этомговорится в начале статьи. Один из дилеров купил комплект журналов по цене £2,000 онлайн всего за £18, но Ассоциация музеев (MA) в ответ решительно выступила в защиту IWM и процесса его ликвидации. Алистер Браун, ответственный за политику ОУ, сказал, что:
"Мы удовлетворены тем, что оно (ИУВ) соответствует критериям Кодекса этики и комплекта инструментов для утилизации".
Отвечая на вопрос о ценах, уплачиваемых за товары на аукционе, IWM заявила, что цены были установлены рынком в день продажи.
Некоторые выводы:
Хотя негативная огласка, которую может привлечь утилизация, указывает на сохраняющийся чувствительный характер этой темы, очевидно, что для ИУВХ она оказала положительное воздействие. Продажа самолетов принесла 57 000 фунтов стерлингов, а книги и другие предметы, проданные на аукционах - 39 185 фунтов стерлингов.
Средства, полученные от продажи присоединенных объектов, направляются на новые приобретения, в то время как средства, полученные от непереданных объектов, направляются на пополнение коллекций, как правило, за счет новых приобретений.
Некоторые летательные аппараты и транспортные средства, предоставленные в долгосрочное пользование, были переданы принимающей стороне, что привело к уменьшению ответственности ИУВХ и рабочего времени сотрудников.