Найти тему
MADAME CRITIQUE

Как взмах крыла бабочки

Оглавление

эта рецензия была написана в мае 2014 года.  Прошло уже более 5 лет и я, и Харьков, и писатель Зарудко и вся наша с вами жизнь сильно изменились... В честь быстротечности и мимолетности времени я решила опубликовать ее в своем блоге с ретро фотографиями своего любимого города
эта рецензия была написана в мае 2014 года. Прошло уже более 5 лет и я, и Харьков, и писатель Зарудко и вся наша с вами жизнь сильно изменились... В честь быстротечности и мимолетности времени я решила опубликовать ее в своем блоге с ретро фотографиями своего любимого города

Несколько слов о книге Игоря Зарудко "Матадор" про старый добрый Харьков

Привокзальная площадь, отсюда начинается город.
Привокзальная площадь, отсюда начинается город.

Пару дней назад я встретила свою одногруппницу, такую, с которой весело проводишь студенческие годы, живешь под одной крышей и находишь приключения на пятую точку. Она была всегда отчаянной, гораздо круче и резче меня. И ее жизнь не один раз напрашивалась стать основой какого-то бестселлера. В самые ужасные моменты жизни, когда мы стояли на краю отчаяния, она находила слова. Такие, от которых становится все просто и ясно. Но я сейчас хочу написать не о ней. О ней как-нибудь в другой раз. Просто в нашу последнюю встречу это живое торнадо, вернувшееся с другого конца мира вдруг сказала: “Да, я хочу замуж и детей”. И в этот момент я поняла, что закончилась целая эпоха.

Время, места, запахи, вкусы, ощущения, — все, то, что было дорого мне в те студенческие харьковские годы - они здесь, законсервированы, отпечатаны, растиражированы в книге “Матадор”, которую я купила совершенно случайно в маленьком книжном магазинчике для домохозяек и пенсионеров.

Это как билет в прошлое. Только дешевле.

Зеркальная струя, символ Харькова
Зеркальная струя, символ Харькова

Из долгих лекций на филологическом факультете, которые вели старые советские диссиденты, мысленно живущие еще там, где они были советскими дессидентами и аккуратно транслирующие на лекциях свои тайные желания, из тех лекций в моей голове осталось что-то из заветов из предводителя Бахтина. Он, несомненно, был величайшим гуманитарием и ввел “хронотоп”. Для меня Хронотоп, видимо от близкого звучания с Конотоп, представлялся всегда неким пунктом, где вдруг, словно железнодорожные пути под Жмеринкой сошлись время и место. Так случилось и с книгой Зарудко. В совершенно определенное время в совершенно определенном городе все параллельные линии вдруг стали перпендикулярными. (Тут я задумалась: у меня, как и у автора, проблемы с геометрией).

От обилия коньячных и винных паров, просочившихся со страниц книги можно было бы и опьянеть. Как проснувшийся с тяжелого похмелья человек, я первым делом выясняю: где я, и как здесь оказалась? Спрашивает, глядя в зеркало герой-матадор: “Кто я? и кто эти люди?- многочисленные и случайные девушки, друзья-авантюристы, собутыльники, поэты, коллеги по работе и просто пассажиры маршрутки 218е”.

Улица Сумская
Улица Сумская

Главная героиня — Мария, с таким вечным библейским именем она как архетип снова-таки единственной вечной и непорочной любви, которую главный герой, а может и автор, ищет, теряет и снова и снова, пытается обрести вновь. Из недоступной и желанной девушки возле метро она превращается в такую же недоступную и еще более желанную барышню в карете, пронзающую горизонты тяжелого сна. Мария! — сколько раз повторяет это имя герой, шепчет, кричит, зовет.

Игорь Зарудко на презентации своего второго романа, фото из интернета.
Игорь Зарудко на презентации своего второго романа, фото из интернета.

Игорь несколько раз покидает Харьков. Он ездит по области, в командировки в Днепр, Полтаву, на чтения в Минск и какие-то фестивали. Но это все краткие моменты разлуки с городом, который следует за ним. Только один раз он действительно покидает Харьков. Он едет с Марией в Крым.

Это как мечта наяву, рай на земле. Он не устает повторять, даже жуя салат из овощей про то, как ему повезло.

Мне кажется, что в этой книге два главных героя. И это не Игорь и Мария, а Харьков и Крым.

А эти ночи в Крыму теперь кому?

Я перелистываю страницы и вспоминаю свою, такую недавнюю еще, поездку туда.

В отличие от Харькова, который окутывает в своем метро, сталкивает людей в спальных районах и плетет сеть трамвайных рельсов, в общем ведет себя как огромный мегаполис — сердце с кучей сплетенных артерий, Крым — совсем другое.

обложка книги
обложка книги

Когда ты приезжаешь в Крым, ты начинаешь экспансию. Ты- турист и только. Как правило местные жители — это куча галдящих теток, готовых разодрать тебя за руки и ноги, лишь бы ты пошел только с одной из них в домик, который ты арендуешь на несколько дней. Не знаю, где прячутся во время “сезона” другие местные жители, но даже в кафешках и на всяких аттракционах, как правило, работают приезжие.

Крым — это место, где за все надо платить: за вход в парк, на пляж, за место для палатки, машины и даже за возможность подойти к водопаду. Не хватает только налога на воздух. Но когда ты видишь море, это бесконечное голубое пространство, ты забываешь обо всем, кроме

“Пахлава медовая! раки, рапаны! пиво холодное!”

Дом, в котором я снимала квартиру во время моего студенчества. Фото сделано за полвека до...
Дом, в котором я снимала квартиру во время моего студенчества. Фото сделано за полвека до...

Кажется, где-то на далеких солнцем прожаренных островах, вместе с жителями, ставшими цвета шоколадного маргарина, который в красивых обертках нам пытаются выдать за масло, бабочка взмахнула крыльями. И все изменилось. Харьков стал другим, площадь Конституции украшают/уродуют другие памятники, даже революционный Исторический музей пожелтел от злости на Кернеса, в стране вот уже полгода происходит что-то “запредельное”. Пользуясь словами журнала “Шо”, своих слов давно уже не хватает. А Крым.. сложно даже представить, что герои новых книг Игоря Зарудко рискуют никогда его не увидеть, по крайней мере, прежним.

Но где-то бабочка уже взмахнула крыльями.