Введение
В этой статье мы рассматриваем возможность проверки гипотез о производстве произведений искусства в прошлом путем сбора данных в настоящем.
Аналогичная работа привлекла внимание в последнее время в экспериментальной археологии, где гипотезы о прошлом изучаются через производство и использование инструментов и объектов в настоящем.
Нас интересуют не столько технические аспекты художественного производства как такового, сколько правдоподобное выявление художественных намерений и восприятие произведений искусства в прошлом.
В частности, мы рассматриваем основные процессы восприятия, которые, предположительно, не претерпели существенных изменений на протяжении столетий.
Художественные нормы могут противодействовать этим основным процессам восприятия, но более вероятно, что они соответствуют основным процессам и предубеждениям восприятия и эмоций.
Наш вклад представляет собой пример того, как междисциплинарные исследования с участием искусствоведов и психологов могут с помощью психологических экспериментов ответить на вопрос об искусстве западного средневековья и ренессанса. Это начинание называется "история экспериментального искусства".
Начнем с наблюдения, что в этот период большинство портретов Христа были фронтальными, обращенными взглядом на зрителя. В этом контексте портрет определяется как изображение одного человека, изображающее только его лицо или верхнюю часть тела, нарисованное на холсте или деревянной опоре.
В нашем исследовании не рассматриваются изображения идентифицируемых лиц в более крупных композициях, групповых портретах или описательных материалах.
Фронтальные портреты (за редким исключением) изображают Христа как Бога, т.е. то, что называется Святым Лицом (в отличие от профилей, где Он - страдалец, Человек скорби). В этом исследовании Христос рассматривается как Бог и исключает Человека из скорби.
Предыдущие исследования показали, что в 15 и 16 веках почти все светские портреты (в отличие от изображений Христа) изображались в разной степени профиля, очень редко - в фронтальном виде.
Известными исключениями были Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн младший. Аналогичную тенденцию мы наблюдаем и в последующие периоды. Почему эти художники предпочитали рисовать Иисуса Христа лицом, обращенным к зрителю, в то время как светские лица чаще всего были написаны в разной степени профиля?
Искусствоведы обычно прибегают к историческим источникам, чтобы ответить на такие вопросы. На Западе существует сильная традиция копирования завесы Вероники в качестве шаблона для лица Иисуса Христа.
Считалось, что кровь и пот на мощи были отпечатаны на завесе непосредственно с лица Иисуса Христа кровью, стертой с его лица во время его пути в Голгофу.
Согласно преданию, интенсивность взгляда Иисуса Христа в завесе делала необходимым покрывать мощи куском ткани. Высокопочитаемая реликвия хранилась в базилике Старого Петра (Рим).
Это симметричное лицо с сильным прямым взором стало стандартным способом представления Святого Лица в западном искусстве эпохи Возрождения как на севере, так и на юге Альп.
Но разве не может быть других причин для сильного предпочтения полных фронтальных портретов с направленным взглядом? Такие причины могут указывать на факторы, лежащие в основе эмоциональных реакций человека на восприятие лица.
Методы, специфичные для экспериментов
Результатом наших экспериментов стали измерения для 10 прилагательных, обозначающих черты личности. Измерения разделены по типу Изображения, которому были присвоены черты лица, участвовавшего в эксперименте.
Для экспериментов с фотографиями из бразильской (база данных FEI) и голландской (RaFD) баз данных изображения были разделены на четыре различные категории на основе фронтального или профильного представления с прямым или обратным взглядом. Эти категории сокращенно называются FA, FD, PA и PD. В расследованиях на Святом Лице есть только три категории: Святые, прямые и обращенные.
Таким образом, у нас есть много комбинаций типов изображений и параметров, и мы будем использовать среднюю сырую оценку заданий в каждой комбинации, чтобы показать, как изображения связаны с параметрами.
Одним из интуитивно понятных методов является Cohen-Friendly Association Plots, реализованный в программном пакете R. Каждый график показывает отклонения от статистической независимости строк и столбцов в матрице.
Каждая категория изображений имеет указанную линию, обозначающую статистическую независимость, а отклонения отмечены квадратами, которые могут быть либо выше (синим цветом выше линии), либо ниже (красным цветом ниже линии), чем ожидалось от статистической независимости.
График ассоциации позволяет легко определить, какие прилагательные положительно или отрицательно ассоциируются с каждым типом изображения. Мы решили использовать расширенные диаграммы ассоциации с цветовой маркировкой Pearson Residuals.
Следует подчеркнуть, что диаграммы ассоциации используются не как формальная проверка гипотез, а скорее для иллюстрации структуры набора данных и для того, чтобы помочь нам понять результаты статистики выводов.
Кроме того, мы хотим подтвердить качество эксперимента, исследуя, как различные прилагательные влияют на соответствующие наблюдаемые различия в экспериментах. Кроме того, мы хотим подтвердить, что положительные и отрицательные значения прилагательных присваиваются категориям изображений по-разному, и тем самым подтвердить достоверность экспериментальной модели.
Анализ связи между изображением и личностными качествами человека
Эксперименты 1 и 2 с использованием фотографий показывают, что объекты действительно очень похожи в том, как они приписывают изображениям черты личности.
Однако, как представляется, различия между экспериментальными условиями в основном обусловлены применением прилагательного "уклонение", которое также является прилагательным, которое может быть легче связано с отсутствием прямого зрительного контакта в результате простого наблюдения.
Эксперименты 3 и 4 показывают кое-что более интересное. Снова испытуемые очень последовательны в том, как они присваивают прилагательные, но на этот раз есть заметная разница между экспериментальными условиями, когда дело доходит до присваивания положительных или отрицательных черт портретам. Этот эффект не обусловлен каким-либо конкретным прилагательным, а применим ко всем прилагательным.
Основное различие между фотографиями и портретами состоит в том, что портреты создаются художником с намерением представить личность.
Размышляя о различиях между фотографиями и портретами, следует отметить, что они отличаются во многих измерениях.
К портретам относятся в основном мужчины на пике своей карьеры, в то время как на фотографиях, как правило, изображены молодые люди, мужчины и женщины, а также этнические различия, заметные, например, по тону кожи и форме лица.
Очевидно, что необходимо следить за этими различиями в контролируемых экспериментах, а не спекулировать на том, как другие факторы влияют на наше восприятие и присвоение черт личности. Понятно, что наши субъекты очень последовательны в своих суждениях, но также очевидно, что есть и другие факторы, которые необходимо учитывать, такие как возраст и социальная принадлежность человека, изображенного на картинках.