В Беларуси интерес к электросамокатам высоким не назовешь. Как и в большинстве стран постсоветского пространства, интерес этот часто носит противоправный характер - как бы эти самокаты слямзить, а потом выручить за них побольше денег. Кажется, шеринг самокатов ориентирован сейчас на небольшую прослойку молодежи, открытой к новому.
Но в марте 2019 года я открыл свой кикшеринговый бизнес. И мне есть что сказать!
Идея изначально развивалась “вопреки”. Перед глазами у меня был опыт московских ребят из “Делисамокат”, “Whoosh” и нескольких других сервисов краткосрочной аренды - и опыт, во многом, неутешительный. То транспорт уведут какие-то “самокатные цыгане”, то он нуждается в ежемесячной починке, то вандалы попортят технику. Возникали проблемы с парковкой, с непониманием горожан как вообще ездить на таких самокатах.
Проблем добавлял дефицит безбарьерного пространства в городе (никому не интересно слезать с самоката каждые 5 метров и закидывать его на бордюр). Потенциальным клиентам было очень сложно разбираться в новой для них системе: вот зона GPS-покрытия, за нее не выезжай, вот здесь припаркуйся и пристегни, вот так сними с самоката блокировку.
В конечном итоге многие стартаперы сделали вывод, что кикшеринг еле-еле окупается, и вообще хорошо, если не работает в минус. И решили отложить до лучших времен - пока сердца беларусов не оттают к необычному транспорту. Но кто-то должен прокладывать дорогу? И я решился. Ведь прежняя деятельность мне надоела, а еще очень волновала проблема углекислого газа в атмосфере.
Как все начиналось
Одновременно с моим стартапом “Ямото Самокато” открывался другой сервис - “Eleven”. Я рассчитывал пойти тем же путем, что и они: запросить финансирования у инвесторов. Но бизнес-ангелы Angel’s Band мне тогда отказали: “Собери полную сумму, и тогда мы доверим тебе свои деньги”. 120 тысяч долларов для меня стали недостижимой планкой. Тогда я понял, что придется придумывать новый бизнес-план. И, глядя назад, понимаю, что это было к лучшему.
На тот момент единственным возможным решением было изменение сегмента - с В2С на В2В. Это позволило мне найти сооснователей из IT-сферы. Они помогли мне финансами и профессиональными навыками - что сократило запланированные расходы почти вдвое.
На деньги, собранные вскладчину, мы сделали софт и сайт, наняли юриста, дизайнера, вложились в хостинги и сервисы типа бота в Telegram. И закупили сами самокаты. В коллектив также пришел электромеханик, т.к. для меня остро стоял вопрос, как сделать самокаты пригодными для беларуских дорог, какие модели выбрать.
И вот, мы начали тестировать гипотезы.
Предвиделось два варианта:
- сторонняя компания приобретает у нас приложение для шеринга, возможность пользоваться самокатами и услуги по их техобслуживанию для того, чтобы ее сотрудники могли пользоваться электротранспортом;
- юридическое лицо инвестирует деньги в вышеупомянутые блага и получает прибыль с каждого самоката.
Первый вариант быстро отпал: а зачем компании посредник, если она может закупить самокаты и назначить ответственного за их зарядку из числа своих сотрудников?
Оставалась инвестиционная модель. Она понравилась мне еще и тем, что в перспективе освобождала нас от положения большой рыбки в маленьком аквариуме: мы могли привлечь в стартап большее количество людей, дать им заработать на идее. Это помогло бы нам быстрее “раскрутиться”. Юридически этот вариант тоже был проще. Более того: он помог нам сделать цены более доступными для конечного пользователя, а это, как показал опыт “Eleven”, важный фактор.
Поточные итоги
Мы появились на рынке, теперь инвесторам не так страшно в нас вкладываться. Мы нашли ЦА - ею стали туристы и предприниматели. Мы адаптировали самокаты под беларуские улицы.
Сейчас мой стартап не просто живет - он развивается и даже успел выйти за пределы Беларуси. И это меньше, чем за год) Так что, если есть вопросы - спрашивайте, отвечу. В перспективе планирую и другие статьи про свой бизнес и индустрию микромобильности в целом, так что подписывайтесь, если тема интересна!