На его предплечье имелась татуировка: «Смерть королям!». Он сделал ее совсем юным, не подозревая, что однажды сам наденет корону. Это случилось 5 февраля 1818 года. Наполеоновский маршал, сын простого стряпчего из пиренейской провинции, Жан-Батист Бернадот стал королем Швеции.
Это был уникальный случай в истории - человек без малейшей капли шведской крови, толком не говоривший на языке своих подданных, получил высшую власть в государстве! Удивительная судьба!
Он родился в тех же местах, что и Д’Артаньян. Чтобы помочь своей немаленький семье (сам он был пятым ребенком), в юности завербовался в Бернский полк. Жан-Батист служил на Корсике, потом в Гренобле - и везде отдавали должное его уму, сноровке, храбрости и великолепным навыкам в фехтовании. Но! Не имея дворянского происхождения, Бернадот не смог бы продвинуться по службе дальше сержанта.
Революция все изменила. Бернадот начал «расти»: лейтенант-капитан-полковник-бригадный генерал с 1794 года. Всегда подтянутый, элегантный, отважный до сумасбродства и невероятно везучий. В 1797 году он познакомился с Наполеоном.
Их отношения - синусоида от горячей любви к ненависти и соперничеству. Более того, Бернадот ещё и невесту у Наполеона умудрился увести! В 1798 году Жан-Батист женился на уроженке Марселя Дезире Клари. И ему снова везёт. В приданое он получает 150 тысяч франков, а Наполеон быстро утешается.
Полагаю, Бонапарт потому не стал скрещивать шпаги с Бернадотом, что хорошо понимал ценность этого великолепного и верного воина.
В 1799 году у Бернадота родился сын Оскар - редкое имя в то время. Его выбрали под влиянием модных баллад о скандинавских героях. Словно само Провидение нашёптывало Бернадоту дальнейший путь.
Во Франции у него все складывалось неплохо: он стал военным министром, членом Государственного совета, потом - Маршалом Империи. И понятия не имел, что его имя знают в Швеции. А о нем там говорили очень и очень хорошо - за гуманное обращение со шведскими военнопленными.
У Карла XIII, тогдашнего короля Швеции, наследников не было. И он предложил Риксдагу... Бернадота! Нужно ли говорить, что согласились все стороны?
В 1811 Бернадот увольняется и едет в Стокгольм. Принимает лютеранство, получает новое имя Карл Юхан, объявляется кронпринцем. Полную власть он получает в 1818.
Бернадот скоро показал свою абсолютную преданность шведскому народу: с 1812 он порывает с Францией вовсе, присоединяется к антинаполеоновской коалиции и даже был награждён тремя российским орденами.
В Швеции он занимался реформами образования и сельского хозяйства, но стать настоящим шведом оказалось трудно. К кухне он так и не привык, смирившись, разве что, с супами, но к любому блюду ему подавали свежий багет. Если требовалось произнести длинную речь, ему писали её на бумажке, французскими буквами, и Бернадот едва понимал треть из сказанного:)
В Стокгольме для него построили новый дворец Русендаль, но жил он там один - Дезире Клари не собиралась менять Париж на Стокгольм. В своих новых владениях королева Дезидерия (так её звали теперь) появлялась нечасто.
Бернадот прожил до 81 года, ему наследовал сын Оскар. Вот он-то и стал настоящим шведом. И на шведском языке говорил свободно, часто выступая переводчиком отца. Его потомки, потомки Бернадота, правят в Стокгольме по сию пору. Вот не нужно смолоду делать глупые татуировки - мало ли, как жизнь может повернуться...