Найти тему

Об образовании

Фото из Яндекс.Коллекции
Фото из Яндекс.Коллекции

Приветствую, мои уважаемые читатели, и,надеюсь подписчики!

Сегодня я хочу немного поговорить о том, что у нас сейчас происходит в образовании.

Образовании - любом. Начиная с младшего дошкольного, заканчивая докторантурой. Все, что имеет отношение к ФГОС.

Для тех, кто не в курсе. ФГОС - это Федеральный государственный образовательный стандарт. Он разрабатывается для каждой ступени образования на основе Закона об образовании.

Откуда у меня знания и сформированный взгляд на образование, спросите вы.

Начну сначала.

Так уж получилось, что я выросла в семье педагога - учителя английского языка. Правда, маме пришлось уйти из школы, хотя у нее были прекрасные перспективы. Пришлось уйти, потому что для того, чтобы меня взяли в ведомственный детский сад, нужно было устроиться на работу в этот садик (мест не хватало).

Вот так, я ходила в садик, а моя мама вскоре стала заведующей этим садиком.

Я, что называется, на своей шкуре прочувствовала, ЧТО значит быть ребенком заведующей. И это отнюдь не плюшки, послабления и главные роли в утренниках. Мне предписывалось называть маму по имени и отчеству, когда я была в садике. Думающие читатели сделают выводы, что было в остальном.

Мама отдавалась своей профессии полностью, с душой. Постоянно изучала новые методики, анализировала занятия, вносила предложения конструктивные, учила молодых педагогов - выпускников педучилища. Что называется, "болела" за результат. Поэтому я сейчас с полной ответственностью могу сказать, как нужно работать в дошкольном образовании, чтобы получать высокие результаты.

Вы можете мне сказать, что те приемы, которые были тогда, в советские времена, не действуют сейчас. Я, в свою очередь, категорически не соглашусь в этом вопросе с вами. Причем, забегая вперед, это будет относиться ко всем ступеням образования. Почему? Поясню ближе к окончанию статьи.

Следующая ступень образования - школа. Начальная, общая и полная средняя. Понятно, что эти знания, "как было" у меня есть и еще не стерлись из памяти. Ну а так, как "есть" теперь - от моих детей и своих родительских ощущений.

Что мы имели, на примере меня, девочки из "глубинки" РСФСР? В нашей школе были учителя- подвижники своего дела. Я до сих пор, спустя более 30 лет после окончания, готова каждому из них поклониться в ноги. Жаль, что осталось из них очень мало. Светлая память ушедшим и пожелание долгих лет здравствующим. Если кого-то заинтересовала тема среднего образования "тогда" и "сейчас", пишите в комментариях, вынесем в отдельную статью, обсудим).

Что же мы имеем сейчас, когда образование перешло в разряд "услуг"? То, что видим мы, родители школьников, получающих ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ?

Лично я вижу, что и ОБУЧАЮЩИЕ (учителя) и ОБУЧАЕМЫЕ (ученики) начали, за редким исключением Учителей, работающих еще с ругаемых советских времен, действительно, вошли в отношения "Парикмахер" - "Стригущийся". Возможно, это наш новый светлый путь с капитализму. Ну или социализму или какому-то другому социальному строю.

К сожалению, забегая вперед, я вижу это и на следующей стадии обучения, ВПО (высшем профессиональном образовании). Почему "к сожалению"? Потому что ОБРАЗОВАНИЕ, на мой взгляд, никак не может быть отнесено в сферу УСЛУГ. Потому что образование- это не сделать маникюр или подстричься, сшить платье или костюм. Образование, на мой взгляд- это философия и огромный труд всех сторон, участвующих в этом процессе. Это и качественные учебники, и качественные образовательные стандарты, и качественные педагоги всех ступеней. Об этом- в конце статьи.

После школьного образования у ОБУЧАЮЩЕГОСЯ (как же меня воротит от этого термина!!!) есть несколько путей. Это среднее профессиональное образование (по-нашему, по-советски, ПТУ -профессиональное техническое училище, дающее рабочую специальность), колледж (техникум, не путать с колледжами, которыми назвали ПТУ), дающими специальное профессиональное образование (СПО), ВУЗ (надеюсь, это определение понятно всем).

Опыт СПО мной пройден в качестве студента (не буду применять ужасное определение ОБУЧАЮЩИЙСЯ). Мне повезло. После двух неудачных попыток поступления в ЛГУ (тогда еще) на факультет Гребенщикова, моя подруга рассказала о ее запасном варианте. Ленинградском ордена Знак Почета радиополитехникуме. Мне посчастливилось, так же, как и в школе, учиться у настоящих Педагогов. Я не случайно написала с заглавной буквы это слово. Наши Учителя болели за конечный результат обучения и были очень крепкими профессионалами в предметах, которые преподавали. И не только в этом. Они делились с нами своим жизненным опытом. Рассказывали, куда стремиться. И как стремиться.

Наконец, высшее профессиональное образование. Я училась в период диких 90х. Когда не было ничего, и было все. В зависимости от того, КЕМ ты был. Не хочу вдаваться в экономические и этические стороны того периода в этой статье. Как это ни странно, мы тогда "хватали" знания больше, наверное, чем было в спокойных 80х. Потому что уже начали осознавать, что без знаний и пистолета (последнее, конечно, не наш вариант) нам ничего не добиться. И нам повезло. Нас учили наследники эпохи расцвета советской науки. Учили так, что ХОТЕЛОСЬ запомнить все, до последней буквы. Учили так, чтобы мы стали носителями знаний и умений, наследия советского образования. И не забывали делиться жизненным опытом. Продолжали учить тому, "что такое хорошо и "что такое плохо". И я хочу сказать огромное спасибо нашим преподавателям и сотрудникам кафедры Систем автоматизированного управления и проектирования Санкт-Петербургского государственного технологического института. Тогда еще ЛТИ. Кто из Питера, знает, даже станция метро такая есть.

После окончания ВУЗа и аспирантуры я почти 20 лет преподавала на своей родной кафедре. И мне это нравилось. До определенного периода.

А теперь, почему я больше никогда не хочу работать в ВУЗе и "оказывать возмездные образовательные услуги".

Ответ, на мой взгляд, прост. Именно потому, что ОБРАЗОВАНИЕ как процесс, переместилось в область ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ. Мне просто очень неприятно торговать своими знаниями и умениями. Хотя, я все еще считаю, что не ТОРГОВАЛА, а УЧИЛА. Учила не только знаниям,но и житейской мудрости. Помогала подготовиться своим дипломникам к защитам выпускных квалификационных работ. И с точки зрения психологии, и с точки зрения особенностей выступления, и с точки зрения внешнего вида и способов сохранения спокойствия. Это, конечно, в дополнение к вычитке дипломной работы и презентации.

К сожалению, я за последние годы несколько раз услышала неприятные высказывания студентов, о том, что ПРЕПОДАВАТЕЛИ ОБЯЗАНЫ ВЫПУСТИТЬ СТУДЕНТОВ, ДОШЕДШИХ ДО ВКР. (ВКР- это выпускная квалификационная работа (по-старому, дипломный проект или дипломная работа)). Потому что на это выделены бюджетные деньги. Несмотря на то, что ОБУЧАЮЩИЕСЯ не приложили необходимых и достаточных сил для выполнения той самой ВКР.

И еще. Потому что я не хочу участвовать в процессе оболвания наших детей. Потому что я против ЕГЭ и решебников. Потому что я против того, что в ВУЗах нужно обучать "натренированных" на решение определенных задач, но НЕ СПОСОБНЫХ ДУМАТЬ И СТРОИТЬ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ студентов (ненавистное слово ОБУЧАЮЩИХСЯ). Потому что я против того, чтобы точно так же, как и при подготовке к ЕГЭ, НАТРЕНИРОВАННЫЕ на онлайн - тестирование ОБУЧАЮЩИЕСЯ пополняли ряды ИНЖЕНЕРОВ (к сожалению, сейчас практически все выпускающие технических специалистов кафедры, готовят бакалавров, за редким исключением перечня,оставленного ФГОС).

Ну почему я против, спросите Вы? Отвечу. Кроме преподавания в ВУЗе, я достаточно долго на протяжении упомянутого периода, работала в проектировании. И видела, КТО приходит в нашу специальность и КАКИМИ знаниями и умениями обладает. Лучшее, что это человек смог получить, это умение пользоваться справочной литературой. Если смог этому научиться, уже ОТЛИЧНО. Большинство- не смогли. Большинство- получили справку о вменяемости.

Возможно, я кого-то обидела. Как из преподавателей, так и из обучаемых. Приглашаю к обсуждению

Если Вы нашли опечатки и/или ошибки прошу написать об этом. Я с удовольствием их исправлю

PS. Буду рада любому вашему мнению. В спорах рождается истина. И, возможно, нас услышат авторы образовательных стандартов и программ.