Река Тибр начинает свое путешествие по Апеннинам и направляется на юг к Риму. Отсюда она впадает в Тирренское море. Столетия назад Тибр также был свидетелем увлекательной повседневной жизни жителей Римской империи.
Пейзаж, который простирается на наших глазах, изрезан широкой рекой с водами ярко-зеленого цвета. Медленно течет по низнам, широко извиваясь. Напоминает гигантскую змею, охотящуюся за добычей. Берега реки заросли рядами высоких деревьев, огромных зарослей, которые поднимаются на окружающие холмы и горы, покрывая их густой мантией зелени, скользя, в свою очередь, в дальнией долины, насколько видит глаз.
Нас может поразить господство природы в римскую эпоху и вообще на протяжении всей древности. Мы наблюдали этот факт много раз во время путешествия, но он все равно производит большое впечатление. Человек вместе со всей своей цивилизацией, дорогами и мраморными городами, занимавшими столь важное место в учебниках истории, был тогда лишь небольшим элементом на фоне зеленого океана необузданной природы, где самыми важными были леса, горы, водопады, озера и, конечно, реки.
Впереди у нас не какая то захудалая речушка. Эта река имеет фундаментальное значение для развития цивилизации. Также как Тигр и Евфрат в Месопотамии, Нил в Египте, Хуанхэ и река Янцзы в Китае.
Это Тибр.
Как известно, эта река тесно связана с рождением Рима - как в мифологии, так и в истории. Именно в водах Тибра, согласно легенде, плыла корзина с новорожденными детьми Ромулом и Ремом. Они поселились на берегу реки, где их нашла волчица, которая затем кормила братьев в гроте на Палатине.
Согласно новым сообщениям, археологи обнаружили подземный грот на этом римском холме с помощью специального зонда. Вставленная в него камера показала, что эго полукруглый свод был украшен разноцветной лепниной и росписью. Андреа Карандини из Римского университета, который в течение многих лет проводил раскопки в Палатине, проливая свет на древнюю историю города, утверждает, что это может быть Луперкал, место, которому римляне поклонялись как мифическому гроту, в котором выросли Ромул и Рем.
Помимо легенды, Тибр действительно играл очень важную роль в раннем Риме. На его берегах встречались племена с севера и юга Италии, различающиеся по культуре и языку: этруски, латиняне, сабины и даже более ранние доисторические племена.Здесь продавали скот, меняли выращеные плоды и ремесляние изделия, покупали инструменты. Торговцы прибывали из Тирренского моря, преследуя свои собственные интересы. Таким путем соль попадала в Рим.
Регионом встреч и торговли были не все берега Тибра на всей их протяженности, а особое место, расположенное на большом острове, существующем и сегодня - острове Тибр. Остров существенно облегчал переход через реку, как большой камень в ручье, на который можно положить ногу. Первоначально реку Тибр пересекали на лодках, затем был построен мост - Pons Sublicius, что дало толчок развитию контактов и торговли.
На востоке от левого берега реки возвышались знаменитые семь холмов, которые в те времена назывались: Авентин, Капитолий, Целий, Эсквилин, Пфальц, Квиринал, Виминал. Они были отличными точками для контроля (и управления) окружающими землями. Некоторые были крутые, поэтому они отлично подходили для оборонительных целей. Неудивительно, что они были заселены с самых ранних времен. Сначала возникли небольшие поселения домов на сваях, о чем свидетельствуют следы дыр после них и многочисленные предметы, найденные археологами.
У подножия этих холмов было идеальное место для торговли. Здесь также заключали соглашения и браки. Это был своего рода оригинальный форум, который начал формироваться, вероятно, в самые ранние времена. Объектами обмена были в основном соль, крупный рогатый скот и продукты питания. Не случайно столетия спустя, во времена Империи, в этом месте все еще существовали два рынка: Форум Боариум (где продавались мясо и крупный рогатый скот) и Форум Холиториум (где продавались сельскохозяйственные продукты и овощи). История Рима продолжается непрерывно.
Размышляя обо всем этом, мы отправляемся в путешествие. Когда мы смотрим на ленивое течение реки, которая спокойно течет среди дикой природы, Рим с его бурной жизнью, шумными улицами, переполненными рынками кажется нам очень далеким. И все же столица империи очень близка, всего в нескольких десятках километров. И свидетельство ее близости предстает перед нашими глазами. Это самый важный город региона: Ocriculum.
Здесь даже во времена республики были сосредоточены огромные состояния. Выросли целые купеческие семьи, настоящие династии предпринимателей, способные накапливать огромные богатства.
Что сделало Ocriculum таким богатым? Торговля. Город процветал благодаря своему расположению в стратегической точке для обмена товарами между Римом и районами Умбрии и страной Сабина. Он расположен там, где встречаются Фламиния и Тибр, две магистрали, важные для перевозки грузов. И именно поэтому он имел ключевое экономическое значение, больше, чем Ассизиум (сегодня Ассизи), Игувиум (Губбио) или Сполетум (Сполето), расположенные больше на севере. В наше время судьба изменилась: потеряв стратегическое положение в торговле, Ocriculum превратился в маленький, забытый городок (Otricoli), в то время как другие города приобрели всемирную известность.
Ocriculum поднимается над изгибом Тибра, и в его порту происходит постоянное движение торговых судов и барж, которые отходят и прибывают, наполненные товарами. Многие корабли были пришвартованы один за другим вдоль набережной. Здесь постоянно доносится шум, над которым иногда издаются крики и проклятия, которые в свою очередь заглушаются скрипом канатных блоков. Причальные линии судов растягиваются, уступая прихотям течения, и издают долгие грустные звуки, напоминающие звуки виолончели.
Наше внимание привлекает собака, лающая и вилящая хвостом. Она стоит на вершине огромной груды дерева, загруженной на баржу, которая только что пришвартовалась. Впечатляющая куча стволов и гроздья веток скользит за пришвартованными лодками. Груз будет использоваться не столько для изготовления столов, полов или конструкционных балок, сколько для отопления города, а точнее - для обогрева термальных источников. Только бани Каракалли - нет сомнений, что и бани Траяна - требовали не менее 10 тонн древесины в день. Подсчитано, что подвалы каракаллинской бани могли вместить 2000 тонн древесины, чего достаточно на семь месяцев. Всего в столице было 11 великих бань, не считая 800 второстепенных. Для различных целей Рим потреблял огромное количество древесины каждый день. Спрос в столице и других великих городах империи привел к вырубке огромных массивов лесов в Европе и Средиземноморском бассейне и, как следствие, к вымиранию животных, растений и целых местных экосистем. В целом, активность римлян обогнала то, что происходит сегодня, то есть вырубку лесов на обширных территориях. Так же, как мы имеем дело с лесами в тропической зоне и в других частях света, римляне сделали это в мире, который был известен им. Также тогда, как и сегодня, древесина перевозилась на кораблях не только в Средиземном море, но и по рекам империи.
Интересный факт: гигантская баржа, которая только что вышла из порта, вероятно, никогда сюда не вернется. Буксировать ее против течения не получится, она слишком большой. Было изобретено простое и оригинальное решение - поскольку барка изготовлена из дерева, она будет разобрано и продано на вес, как и груз, который он несет!
Лай собаки на вершине кучи дерева становится тише, пока он не заглушается звуками порта. Баржа уже далеко.
Не все корабли уничтожаются после достижения пункта назначения, а только баржи. Как остальные возвращаются? Отсюда легко добраться до Рима, просто плыть по течению, но как идти в противоположном направлении, против течения? Необходимо было буксировать или тянуть баржу с длинными веревками за животными или людьми, идущими вдоль берега. Здесь, в Ocriculum, используются волы. Эта практика будет существовать в Италии в течение длительного времени, вплоть до начала 20-го века, о чем свидетельствуют фотографии эпохи. В других местах римляне использовали рабов. (Даже сегодня люди работают для этого в Китае на реке Шеннонг - конечно, это команды «носильщиков», а не рабов). Они тянули суда ногами, веревки обвивали их торсы. Они наклонились вперед, как человек, идущий против ветра в шторм. Такие сцены можно было увидеть по всем судоходным рекам империи. Это означало, что на берегах этих рек, где буксируются корабли, всегда были пути или дороги, очищенные от деревьев, которые были срублены, чтобы пропустить их. Деталь, которую обычно упускают из виду при размышлении о римских пейзажах.
[ продолжение следует]