В четверг 15 января 2009 года в Нью-Йорке была солнечная, но холодная погода. Airbus A 320 подготовился к регулярным рейсам в Шарлотт, штат Северная Каролина, в аэропорту Ла-Гвардиа, и 150 пассажиров и 5 членов экипажа во главе с капитаном Чесли Салленбергером были готовы к отправке. В 15 часов 24 минуты рейс 15-49 получил разрешение на взлет. Он должен был прибыть через два часа. Машина поднялась со скоростью четыреста миль над густонаселенным Бронксом. После пятидесяти четырех секунд полета, когда двигатели находились в режиме взлета, он достиг высоты в тысячу метров. Полет не занял даже шести минут, когда некоторые пассажиры заметили серую тень, проходящую мимо их самолета. Затем пришел огромный удар. В окнах было видно пламя. На борту был страх. Капитан сразу понял, что случилось. Самолет столкнулся с птицами, что привело к отказу двигателя. Он немедленно сообщил об этом событии в центр управления воздушным движением. Надо было быстро вернуться в аэропорт. После остановки двигателей авиалайнер становится 60-тонным планером. Аэробус падает на пять метров каждую секунду. В самолете была мрачная тишина, судьба всех 155 человек в руках 51-летнего капитана. Пока Салленбергер ехал был за штурвалом, Первый офицер с помощью Руководства по летной эксплуатации попытался вернуть хотя бы один из двигателей.
В одиннадцатикилометровом аэропорту Ла Гардия они быстро очистили взлетно-посадочную полосу. Но аэропорт был слишком далеко. Он начал рассматривать возможность посадки в ближайшем аэропорту Нью-Джерси, но он также находился в 9 км. Если они направятся к нему, существует серьезная опасность того, что самолет упадет в густонаселенный район.
Так решил капитан Салленбергер. Единственным вариантом была посадка на реке Гудзон.
Что привело расследование
Посадка на реку в центре города - необычное решение. Аварийные посадки на воде обычно заканчиваются трагически. В центре города были другие препятствия, ожидающие капитана. Самолет должен был избегать 180-метрового моста Джорджа Вашингтона. Кадры радара показывают, что самолет приблизился к восточному концу моста на 450 метров. Капитан смог замечательно преодолеть препятствие. На высоте 45 метров капитан велел пассажирам подготовиться к крушению. Вскоре машина ударилась о поверхность, и пассажиры почувствовали дрожь. В салоне было чувство радости, что все выжили в аварии. Никто не знал, что в хвосте машины произошла авария. И это еще не все.
Аэробус оснащен системой, которая закрывает все отверстия в самолете, чтобы предотвратить попадание воды. Согласно регламенту, один из пилотов должен нажать соответствующую кнопку над головой. Однако экипаж рейса № 15-49 этого не сделал. Они просто забыли в стрессе. Самолет после приземления был отключен, и системой нельзя было управлять. Через вентиляционные отверстия и трещину в корме вода скатилась в корпус. Все снова оказались в опасности жизни. Тысячи литров воды вылили в самолет. Непосредственной опасностью стала ледяная вода.
Через несколько минут после аварийной посадки экипажи паромов через реку узнали об аварии. Корабль по имени Томас Джефферсон был ближе всего к катастрофе, менее чем за четыре минуты. Температура воды не превышает 2 градусов по Цельсию.
Ситуация в задней части самолета была критической. Затопленная корма постепенно спускалась. Два аварийных выхода были ниже поверхности и не могли быть открыты. В передней части сервиса отказано в аварийной горке, которая также служит спасательной шлюпкой, которая не раскрылась. Надо было взбираться на крылья или прыгать в ледяную воду.
Тем временем топливо просочилось в реку. Со стороны наконец удалось спустить спасательный плот. Через три минуты сорок секунд после крушения прибыл первый корабль. Но самолет находился посреди реки, и его постоянно тянуло сильным течением.
Когда прибыл второй корабль, возникла еще одна проблема: паромы не предназначены для спасательных операций. Палубы находятся в двух метрах над поверхностью. Это было слишком высоко для выживших на крыле.
Сети и веревочные лестницы нужно было опускать. Когда пассажиры поднялись, возникла новая опасность. Корма корабля начала поворачивать к спасательному плоту.
Когда прибыла команда полицейских дайверов, на реке был значительный хаос. Семь кораблей, включая судно береговой охраны, пытались вытащить пассажиров из плота с обоих крыльев. Другие люди боролись за жизнь в ледяной воде. Фюзеляж медленно опускался ниже поверхности.
Операция по спасению пассажиров рейса № 15-49 длилась двенадцать минут. В тот момент никто не знал, что менее чем за четверть часа вода, поступающая в самолет, определенно погрузит машину под воду. Люди все еще могут быть в ловушке внутри.
В итоге все 150 пассажиров и 5 членов экипажа из ледяной реки были переведены в порт и спасены.
В ходе расследования было подтверждено, что задняя переборка была нарушена при ударе.
Столкновение с птицами произошло на высоте тысячи метров. Однако подобные аварии обычно происходят на высоте до 160 метров.
В таком случае отказ обоих двигателей оставил бы экипаж для решения ситуации менее чем за полминуты и почти наверняка закончился бы катастрофой.
Капитан Салленбергер знал, что ему нужно сидеть на корме под одиннадцатью градусами.
При большем уклоне фюзеляж слишком сильно ударяется о воду, и самолет разваливается на части.
Тем не менее, скорость также сыграла ключевую роль.
Он мог компенсировать любую потерю скорости, только опустив лук.
Но тогда он рискует получить удар от двигателей первым. Это может привести к внезапному торможению машины с фатальными последствиями. Они все поклонились представлению мастера. Если бы не его мужество и мастерство, полет № 15-49 мог бы закончиться совсем по-другому.