Ситуация: в медицинскую организацию поступил запрос следователя о предоставлении медицинской карты пациента и его гистологического материала (стекол, парафиновых блоков) - в связи с возбуждением уголовного дела.
Свой запрос следователь мотивировал положениями Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ), а именно: п. 4 ст. 21 УПК РФ и ст. 38 (39) УПК РФ, из которых следует, что требования, поручения, запросы следователя (а также прокурора и дознавателя) обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.
На первый взгляд, и Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» говорит нам о том (пп. 3 п. 4 ст. 13), что по запросу органов дознания и следствия можно разглашать врачебную тайну без согласия пациента (или его законного представителя).
Однако вчитайтесь в формулировку данной правовой нормы: «предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина ... допускается по запросу органов дознания и следствия...». То есть речь идет только об отдельных сведениях (например, о факте обращения гражданина за медицинской помощью, о продолжительности лечения, диагнозе и пр.), а не о документах и предметах, которыми являются медкарта и гистологический материал.
Данные выводы подтверждаются разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Так, в пункте 9 Постановления Пленума ВС РФ от 01.06.2017 № 19 разъяснено, что согласно положениям п. 7 ч. 2 ст. 29 УПК РФ, ч. 3 ст. 183 УПК РФ, ст. 13 Федерального закона № 323-ФЗ и ст. 9 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» судебное решение требуется на выемку медицинских документов, содержащих сведения, составляющие охраняемую законом врачебную тайну.
По аналогии следует вывод, что передача стекол и блоков с биоматериалом пациента также должна происходить в порядке выемки, так как в статье 183 УПК РФ речь идет о выемке не только документов, содержащих охраняемую законом тайну, но и предметов.
Таким образом, передача медицинских документов и биоматериала в органы дознания и следствия возможна только в рамках выемки.
Для информации прикрепляю разъяснения Минздрава России, данные по этому вопросу (ответ дан министерством на основании моего запроса).