Найти тему
Архивариус Кот

«Из пламя и света Рождённое слово»

Горька судьба поэтов всех племён;

Тяжеле всех судьба казнит Россию…

Так писал в сибирском изгнании уже почти ослепший В.К.Кюхельбекер. И эти строки вспоминаются, когда думаешь о судьбе М.Ю.Лермонтова.

Мы часто придаём большое значение последним словам великих людей, думая, что они хотели, прощаясь, сказать нечто важное для себя и для нас.

Традиционно в сборниках М.Ю.Лермонтова самым последним печатается «Пророк»:

С тех пор как Вечный Судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока...

Давайте вспомним: за пятнадцать лет до этого своего «Пророка» написал А.С.Пушкин. Здесь поэт-пророк, получивший от шестикрылого серафима дары всевиденья, всеслышанья, «угль, пылающий огнём», вместо сердца и «жало мудрыя змеи» вместо «празднословного и лукавого» языка, слышит наказ Бога:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Иллюстрация М.А.Врубеля
Иллюстрация М.А.Врубеля

Стихотворение Лермонтова начинается там, где заканчивается пушкинское, но как оно отличается от него! Это страшное, горькое повествование о судьбе того, кто осмелился сказать правду:

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья…

…«Пророк», «пророчество» - эти слова нередко звучат у Лермонтова:

Не смейся над моей пророческой тоскою;

Я знал: удар судьбы меня не обойдёт…

Процитированное стихотворение написано в 1837 году, уже после стихов на смерть Пушкина, возможно, в ожидании решения собственной участи. Но у него есть своего рода черновик - «Когда твой друг с пророческой тоскою…», где юный поэт рассуждает о судьбе творца:

Он был рожден для мирных вдохновений,

Для славы, для надежд; - но меж людей

Он не годился - и враждебный гений

Его душе не наложил цепей;

И не слыхал творец его молений,

И он погиб во цвете лучших дней…

А позднее этот же «черновик» будет использован в стихотворении «Памяти А.И.Одоевского» с горестным заключением:

И свет не пощадил – и Бог не спас!

Судьба поэта волновала Лермонтова, наверное, всегда. Поразительно стихотворение «Поэт» - развёрнутое сравнение, где, кажется, вообще в первый раз слово поэта приравнивается к оружию. Рассказав о судьбе кинжала после смерти его хозяина:

Теперь родных ножон, избитых на войне,

Лишён героя спутник бедный,

Игрушкой золотой он блещет на стене —

Увы, бесславный и безвредный! – Лермонтов проведёт параллель:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье?

Вот здесь и прозвучат слова об истинном назначении поэта:

Бывало, мерный звук твоих могучих слов

Воспламенял бойца для битвы,

Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой;

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой,

Во дни торжеств и бед народных.

Но поэт-пророк не нужен свету:

Но скучен нам простой и гордый твой язык,

Нас тешат блёстки и обманы;

Как ветхая краса, наш ветхий мир привык

Морщины прятать под румяны…

Горька фраза поэта «Печально я гляжу на наше поколенье». И эта горечь усугубляется и размышлениями о судьбе поэта, о смысле творчества.

Среди стихотворений Лермонтова не самое известное – «Журналист, читатель и писатель». А между тем сам поэт придавал ему большое значение (счёл, в частности, достойным быть включённым в сборник). Здесь Читатель спрашивает:

Когда же на Руси бесплодной,

Расставшись с ложной мишурой,

Мысль обретёт язык простой

И страсти голос благородный?

 Лермонтов изобразил себя как Читателя
Лермонтов изобразил себя как Читателя

Но Писатель, хотя и признаётся, что в своих произведениях подчас «тревожит язвы старых ран», не напечатает «этих горьких строк»:

К чему толпы неблагодарной

Мне злость и ненависть навлечь?

Чтоб бранью назвали коварной

Мою пророческую речь?

Этот Писатель явно не лермонтовских взглядов придерживается:

Такой тяжёлою ценою

Я вашей славы не куплю.

Интересно, в качестве кого выступает Лермонтов на этой иллюстрации М.А.Врубеля?
Интересно, в качестве кого выступает Лермонтов на этой иллюстрации М.А.Врубеля?

А ведь сам Лермонтов заплатил нечеловеческую цену за право высказать свои мысли!

Вернёмся к его «Пророку»:

Когда же через шумный град

Я пробираюсь торопливо,

То старцы детям говорят

С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами:

Глупец, хотел уверить нас,

Что Бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!»

Иллюстрация И.Е.Репина
Иллюстрация И.Е.Репина

Однако хотя поэт-пророк и осмеян толпой, он продолжает жить, пускай в пустыне, но в гармонии с самим собой, Богом и природой:

Завет Предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

А.И.Герцен, утверждая: «История нашей литературы — это или мартиролог, или реестр каторги», - напоминает слова Писания: «Горе народам, которые побивают камнями своих пророков!»

Параллель с судьбой Лермонтова в противостоянии толпе проведёт много лет спустя и В.В.Маяковский:

Я вам не мешаю.

К чему оскорбленья!

Я только стих,

я только душа.

А снизу:

— Нет!

Ты враг наш столетний.

Один уж такой попался —

гусар!

…Но Поэт всегда останется верен себе. И вот уже через столетия звучит его голос:

Есть речи — значенье

Темно иль ничтожно,

Но им без волненья

Внимать невозможно.

Как полны их звуки

Безумством желанья!

В них слёзы разлуки,

В них трепет свиданья.

Не встретит ответа

Средь шума мирского

Из пламя и света

Рождённое слово;

Но в храме, средь боя

И где я ни буду,

Услышав, его я

Узнаю повсюду.

Не кончив молитвы,

На звук тот отвечу,

И брошусь из битвы

Ему я навстречу.

Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!

Карту всех публикаций о Лермонтове смотрите здесь

Навигатор по всему каналу здесь