Найти в Дзене

Для всех ли плоха школа?

Оглавление

Шаблоны приучают к мысли, что существует единственно правильный способ: решения ли школьной задачи, разрешения ли жизненной проблемы. Шаблоны создают зависимость.

Но не превратилась ли сама критика школьного образования в шаблон? Не поставила ли нас в зависимость от единственной точки зрения на школу?

Стена из шаблонов (Изображение с сайта pixabay.com)
Стена из шаблонов (Изображение с сайта pixabay.com)

Вопрос справедливый и требует ответа

Что говорит о зависимости словарь?

“Зависимость: связанность явлений, предопределяющая их существование или сосуществование; обусловленность”.

- “Но разве зависимость - не часть жизни? Разве ученик не зависит от учителя, наставника? Разве спортсмен может прогрессировать, не будучи зависим от тренера?”

Верно.

Но мы упустили одну деталь. Зависимость - это не просто “сосуществование”. Это “лестница, ведущая вниз”.

  • Ребенок зависит от родителей.
  • Ученик зависит от учителя.
  • Спортсмен зависит от тренера.

Но обычно это называют “помощь”

Один человек помогает другому развиваться и становиться лучше. Чем эффективнее такая “зависимость”, тем быстрее она разрушает сама себя. Человек развивает способности и необходимость в "костылях" уменьшается.

Это естественно, нормально и неизбежно в нормальном мире. “Диалектический закон отрицания отрицания”, если по-умному.

Но мы говорим не о помощи, а о зависимости

Яркий пример - алкоголь.

Тут зависимость маскируется в одежды помощи: “снятие стресса” и пр. Но скоро и незаметно "помощь" оборачивается разрушением того, кто решился ее принять и впал в зависимость.

Зависимость не отрицает, а поддерживает себя.

Затягивает жертву в воронку своего влияния. Очень скоро самостоятельное существование человека, попавшего под влияние, становится невозможным.

А это противоестественно природе.

Но при чем тут школа?

Об это уже много сказано, включая и этот канал.

Зависимость от обучения в школе (Изображение с сайта pixabay.com)
Зависимость от обучения в школе (Изображение с сайта pixabay.com)

Если коротко, то школа не развивает способность к независимому мышлению, способность действовать в реальном мире, совершать необходимые ошибки, принимать неизбежный и разумный риск.

Школа учит неукоснительно следовать шаблонам, авторитетам. Даже если авторитет - это

  • “две клеточки слева и три сверху” или
  • “йожык.”

И если я ошибаюсь, то буду искренне рад со вниманием изучить примеры, опровергающие эту гипотезу.

Обучать или приучать?

Применительно к школе я бы заменил слово “учить” на “приучать”. В чем разница?

Человек, продукт шаблонизации, делается следствием.

Но человеку свойственно быть причиной, только тогда он может быть счастлив. Такая вот простая и неопровержимая правда жизни.

Но можно ли учить не шаблонами?

Разве тренер не заставляет выполнять упражнения строго определенным образом? Разве не через шаблоны развиваются способности?

И не превратилась ли в шаблон сама критика школы за “шаблонизацию образования”? (Опять возвращаемся к тому, с чего начали).

И ответ все тот же: важно направление.

Движется ли человек в направлении освобождения от зависимости, к свободе? Или прочь от нее, к “механическому человеку”? - как когда-то называл таких людей Г.И.Гурджиев

Правильные “Шаблонные тренировки” подводят спортсмена к состоянию, когда он становится способным искать и находить собственный путь к успеху.

Практически все великие спортсмены имели “неправильную” технику. То есть нестандартную, не шаблонную. Видели, как боксирует Рой Джонс? Посмотрите. Вам понравится, как он “кривляется” перед соперником, прежде, чем отправить того в нокаут.

Вот наглядный и яркий пример “позитивной зависимости”, разрушающей саму себя. (Те, кто хоть немного занимались спортом - поймут.)

Рой Джонс "балуется" (с сайта boxing-video.com)
Рой Джонс "балуется" (с сайта boxing-video.com)

А что же школа?

Ответ зависит от ответа на вопрос: “Чего изволите-с?”

Способность делать то, что сказали, ничего не менять; подчиняться авторитетам; не задавать вопросы (даже такие: “А откуда следует, что ты - авторитет? Где результаты?”) - ценное качество в весьма широкой области нашей жизни.

В конце концов люди, существующие на средства, выделяемые из бюджета, составляют подавляющее большинство в нашем обществе.

Те же, кому требуется “предпринимательская инициатива”, независимое мышление, способность принимать неординарные решения, доказывать еще недоказанное, разрушать устоявшиеся, но плохо работающие стереотипы, то есть двигать прогресс, развивать общество - таких подавляющее меньшинство.

Чего изволите вы?

Даже засомневаться, что в 7 классе 23.(9) в точности равно 24 ))) и открыто высказаться об этом, хотя это и “доказано” в авторитетном учебнике... Это требует совсем других привычек, которые закладываются в самом раннем детстве.

Нужно ли это вашему ребенку? Открытый вопрос

За независимость суждений и самостоятельность решений существует плата: психологический дискомфорт, на который большинство идти не готово. Потому, что не приучено. Оно (большинство - среднего рода, потому что “зависящее”) никогда не попробует на вкус очень интересное состояние: внутреннюю свободу.

А оно ему нужно?

И вот мысль на закуску перед размышлениями.

“Лучше осмеливаться на могучие дела, добиваться славных триумфов, пусть и перемежающихся с неудачами, чем стоять в одном ряду со слабыми духом, которые не могут ни наслаждаться от души, ни сильно страдать, потому что живут в серых сумерках, где нет ни побед, ни поражений” Теодор Рузвельт

Оно вам нужно?

Если ответ "да", то - ЛАЙК. Подписка на канал.