Найти тему

Такой реестр нам не нужен: большинство грузоперевозчиков выступают за серьезную доработку закона об организации перевозок автотр

Оглавление

По данным статистики учета транспортных средств, половина грузовых автомобилей в России зарегистрированы на частных лиц, при этом аналитики говорят, что 30–40% всех перевозчиков работают нелегально. Ситуация в отрасли вызывает серьезное беспокойство у государства, ведь даже профильное министерство (Минтранс России) не может в точности посчитать объем и структуру этого рынка. Попытки ввести обязательное членство в СРО не увенчались успехом, т. к. встретили активное сопротивление отраслевого сообщества, в настоящее время в Государственной Думе находится новый законопроект, предусматривающий создание реестра грузоперевозчиков как механизма, регулирующего доступ на рынок. Однако и он не вызывает доверия у большинства мелких и средних предпринимателей и не до конца устраивает даже крупных игроков. Большинство экспертов сходятся во мнении, что закон нужно кардинально дорабатывать, потому что он должен снять напряжение, которое сейчас ощущается в отрасли

Что происходит на рынке грузоперевозок

В июле 2005 года был принят Федеральный закон №80-ФЗ «О внесении поправок в закон “О лицензировании отдельных видов деятельности”», который отменил необходимость получения лицензии для тех, кто занимается автомобильными грузоперевозками (за исключением транспортировки опасных грузов). С тех пор доступ на рынок открыт всем желающим, т. к. для того чтобы стать грузоперевозчиком, достаточно просто купить или арендовать автомобиль.

Такое послабление не могло не отразиться положении дел — в отрасли сформировался довольно значительный теневой сегмент. Количество грузовых автомобилей, находящихся в собственности граждан, выросло за это время практически в 2 раза (с 2,2 до 3,9 млн шт.), причем существенная часть их владельцев работает нелегально и практически без какого-либо контроля. По оценкам аналитиков, их доля составляет 30–40%, хотя отдельные игроки называют и большие цифры, вплоть до 80%. При этом они отмечают, что рынок сильно перенасыщен, а главным инструментом борьбы за клиента стал демпинг, из-за которого транспортным компаниям, ведущим законный бизнес, сложно окупать свои расходы.

Точного понимания объема рынка и его структуры нет даже у государства.

«Минтранс плохо понимает, сколько в стране перевозчиков и какие они по своему составу: маленькие, средние или большие, специализированные или универсальные и так далее. К сожалению, не до конца понимают картину и сами участники рынка — тем более что мы

имеем дело с огромными масштабами нашей страны».

Борис Рыбак, председатель Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли (МОЭС)

В связи с этим логичной выглядит идея каким-то образом провести «перепись населения» в отрасли. Один из вариантов ее реализации — создание реестра грузоперевозчиков, присутствие в котором станет пропуском на этот рынок. Соответствующий законопроект был внесен в Государственную Думу в феврале 2019 года. Однако он вызвал такой бурный резонанс, что его обсуждение продолжается до сих пор, а рассмотрение перенесено на конец года. Попробуем разобраться почему.

Основные положения закона реестре грузоперевозчиков

Проект закона предполагает создание сразу двух реестров — перевозчиков, предлагающих свои услуги на коммерческих условиях (работающих за плату), и перевозчиков для собственных нужд. Причем на включение в него могут рассчитывать только юридические лица — компании и индивидуальные предприниматели и только при подтверждении своей профессиональной и финансовой состоятельности. Доступ для физических лиц в реестр закрыт.

Включение в реестр перевозчиков потребует определенных расходов:

  • Наличие имущества на сумму в 200 000 рублей за каждое используемое для перевозок транспортное средство. Если автомобиль один, эта сумма увеличивается до 500 000 руб.
  • Наличие в штате сотрудника, прошедшего специальное обучение. За это обучение нужно будет заплатить.
  • Оплата за нахождение в реестре. Ее размер и периодичность пока не утверждены.

Надо сказать, что идея регулирования этого рынка обсуждается практически с момента отмены лицензирования. Несколько попыток (последняя предпринималась в 2017 году) внедрить здесь СРО (саморегулируемые организации) успехом не увенчались, поскольку против выступило абсолютное большинство грузоперевозчиков, которых поддержало Объединение перевозчиков России. И вот теперь предпринята новая попытка внести закон, по своей сути являющийся слегка подредактированной версией закона о СРО.

Реакция участников рынка

Профессиональное сообщество встретило новое начинание неоднозначно. Практически все согласны, что закон о реестре грузоперевозчиков сильно недоработан и требует внесения многочисленных поправок, в первую очередь в части снижения финансовой нагрузки на малый и средний бизнес. Кроме того, в документе не прописаны некоторые важные подробности. Прежде всего, это размер оплаты за нахождение в реестре и механизмы исключения и восстановления компаний в нем, например за несколько (не указано даже сколько) административных правонарушений.

В оценке целесообразности принятия закона в целом мнения кардинально разошлись. Крупные перевозчики, конечно, приветствуют любую попытку упорядочивания рынка и снижения конкуренции. Понять их можно: по оценкам аналитиков, рентабельность добросовестных грузоперевозчиков в 3-4 раза ниже, чем у «вольных художников», и в последние годы она заметно упала из-за роста затрат на топливо, содержание автомобилей, оплаты налогов и проезда по платным дорогам.

«Наверное, в какой-то момент нужна была либерализация, однако отсутствие мало-мальских механизмов контроля имеет свои серьезные недостатки. Во-первых, ухудшается ситуация на дорогах… Во-вторых, за время отсутствия системы лицензирования часть игроков рынка ушла в тень…Ну и в-третьих, сейчас отсутствует механизм получения объективной статистической информации о количестве грузовых автомобилей, их принадлежности к той или иной форме собственности. В итоге у грузовладельца нет возможности проверить надежность перевозчика…»

Александр Лашкевич, директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии»

«Реестр позволит регулировать цены и выживать компаниям, у которых сейчас бизнес нерентабельный. К примеру, компания везет груз за 40 тысяч рублей, а частник готов ехать за 30 тысяч, то есть разница колоссальная, и по рынку это очень бьет».

Мария Храпунова, генеральный директор транспортной компании «BBC-транс»

Государство также приветствует фактический возврат лицензирования в отрасли.

«…гораздо проще общаться с большой, серьезной организацией, у которой есть представители, у которой сформированы требования, что делать, например по электронной товарно-транспортной накладной и так далее, чем с группами разных людей с неопределенными целями».

Дмитрий Анатольевич Медведев, Председатель правительства РФ

Многие предприниматели видят в попытке введения реестра грузоперевозчиков лишь увеличение бюрократической нагрузки и коррупционной составляющей. По их мнению, государство всячески пытается усложнить им жизнь, поэтому они вынуждены постоянно придумывать пути обхода новых законов вместо того, чтобы заниматься своей профессиональной деятельностью.

«Правительство постоянно что-то придумывает и, как правило, не в лучшую сторону, особенно для малого и среднего бизнеса. Государство вообще ничем не помогает: они затыкают лазейки, а мы копаем».

Виталий Прокуроров, генеральный директор «Объединенной бетонной компании»

«Мы строим рыночную экономику, пусть даже медленно. А еще один реестр повлечет за собой дополнительные административные расходы. Кроме того, мы продолжим убивать малый бизнес, ведь для многих частников и владельцев небольших автопарков реестр станет серьезным ограничением».

Дмитрий Реднев, руководитель отдела развития компании Dentro

Как создать реестр грузоперевозчиков, который устроит всех подробнее на сайте нашей ассоциации экспертов рынка