Найти тему
Сотер

Цифровая трансформация: перезагрузка компетенций руководителя

Оглавление
  1. Почему изменились требования к компетенциям руководителей?
  2. Рынок Санкт-Петербурга: срез запроса на цифровые компетенции.
  3. Когда нужно нанимать руководителя цифровой трансформации (Chief Digital Technical Officer)?
  4. Роль и компетенции CDTO.
  5. Почему CDTO не панацея?
  6. Что еще нужно для цифровой трансформации?

Одним из наших векторных направлений в компании является поиск топ-менеджмента, способного перевести работу компании на новый уровень, внедрив цифровые решения. Нам уже удалось реализовать ряд успешных кейсов по этому направлению. Данный запрос является самым популярным среди клиентов, ориентированных на развитие и трансформацию. Руководители понимают важность цифровизации, но в подавляющем большинстве случаев это понимание не воплощается в понятный план для изменения систем управления. Это не просто технологии, это, в первую очередь, новые бизнес-стратегии, за построение которых отвечают специалисты новых профессий.

С одной стороны, почти все (84% из более чем 3000 опрошенных руководителей высшего звена из 17 стран) согласны, что в ближайшие пять лет, чтобы выжить, их бизнесу потребуется цифровая трансформация — перестройка внутренних операций и продуктов. Но лишь 3% опрошенных предприняли какие-то конкретные действия для реализации задачи.

Когда мы заступали в первые проекты, мы рассматривали такие запросы, как точечный рекрутмент. В ходе работы все больше убеждались: чтобы закрыть запрос клиента качественно, необходимо комплексно и глубоко нырять в проблематику и конечную цель. В рамках исследования обозначали проблемы и «серые зоны», с которыми нам самим пришлось столкнуться при работе с клиентами и погружением в их «боль».

Почему изменились требования к компетенциям руководителей?

  1. Темп развития ускоряется, удешевляются технологии, а навыки и компетенции кадров дорожают;
  2. Размываются границы между индустриями;
  3. Меняются бизнес-модели.

Рынок Санкт-Петербурга: срез запроса на цифровые компетенции

Рынок расширяется — и это касается уже не только ИТ и интернет-компаний. Тренд цифровизации все активнее начинает захватывать и такие индустрии, как медиа, фарма, промышленность, а также органы исполнительной власти. В России применение digital-технологий по отраслям схоже со Штатами. По исследованиям, уровень цифровизации отраслей в РФ выглядит следующим образом:

  • IT, медиа, телеком;
  • Финансовый сектор;
  • FMCG;
  • Ритейл, логистика, туризм;
  • Госструктуры;
  • Промышленность.

Однако, как говорит один из главных апологетов диджитализации в России – глава Сбербанка Герман Греф, в самое ближайшее будущее не останется ни одной из отраслей, которая не будет «взорвана» новыми цифровыми технологиями — от медицины до сельского хозяйства. Мир уходит в цифру и ажиотаж вокруг трансформации общества и бизнеса только нарастает.

Когда нужно нанимать руководителя цифровой трансформации (CDTO)?

  1. Когда происходит движение в сторону уникального продукта для каждого потребителя на рынке;
  2. Когда страдает операционная эффективность;
  3. Когда есть запрос на повышение качества услуг и упрощение их администрирования;
  4. Когда появилось понимание, что компания играет роль посредника, а рынок диктует тренд в виде сокращения цепочки между производителем/ поставщиком и потребность в нем отпадает.

Роль и компетенции CDTO

Проводник единой политики цифрового развития (CDTO) обеспечивает управление реализацией проектов цифровой трансформации. Организует управление данными в курируемой сфере. Осуществляет координацию структурных подразделений. Три его ключевые компетенции: наличие технологической экспертизы, широкий кругозор и опыт управления изменениями.

Руководители бизнес единиц, руководители подразделений, COO, CEO, CFO, CIO, CMO в период прихода CDTO должны усваивать те подходы и инструменты, которые он транслирует.

Почему CDTO не панацея?

Все потому, что отсутствуют метрики эффективности и образ результата. Очевидна нехватка ресурсов для реализации изменений (необходимы реинвестиции). Цифра замыкается на цифре, отсутствует инструментарий тиражирования практик и необходимой корпоративной культуры.

Что еще нужно для цифровой трансформации?

  • Единый центр управления и принятия решений (проектный офис), который несет всю ответственность за запуск, имея для этого все необходимые ресурсы и компетенции. Проектные офисы лидеров цифровой трансформации, как правило, имеют внутри себя несколько команд, отвечающих за различные продукты или субпродукты в рамках крупных проектов.
  • Компетенции пропорциональны KPI (разработка сквозных цифровых KPI, связанных с KPI всего бизнеса, готовый создать экосистему стартапов, инновационных проектов).
  • Необходимо повышение цифровой грамотности первых лиц, иначе будет постоянное недоверие к действиям менеджмента.
  • Необходим комплексный подход к структуре. Крупный проект по технологическому преобразованию бизнеса начинается с того, что высшее руководство утверждает цифровую стратегию, а дальше цели и задачи декомпозируются на подразделения/ руководителей направлений.
  • Это требует внушительных инвестиций в развитие навыков и перестройку процессов.

Перед тем как уходить в любые трансформации, будь то цифровые или любые другие, нужно все взвесить и понять для себя: на какие риски вы готовы пойти? Нужно начать с аналитики и построения образа будущего. Что может дать цифровизация компании? Каким образом это повысит конкурентоспособность? Аргументированный ответ на эти вопросы — первый шаг к успешной цифровой трансформации компании и ее процессов.