Найти тему
михаил вальковский

На обочине

На автотрассах Беларуси желтый техугольный знак, в котором изображён трудолюбивый человек с лопатой, встречается часто. Работы идут масштабные: принята целая госпрограмма строительства и реконструкции республиканских автотрасс на 2017-2020 годы с объемом финансирования 3 миллиарда долларов.

Минтранс с гордостью сообщает о километрах построенных и реконструированных дорог. Логика очевидная: чем они шире и современнее, тем лучше для государства.

Доводов приводится масса. На хороших трассах снижается аварийность, меньше ДТП. Лучше логистика, быстрее перемещаются грузы. Состояние дорог—лицо страны. Они повышают ее конкурентоспособность, инвестиционную привлекательность. Словом, одни плюсы и сплошной профит.

Однако ремонт и реконструкция магистралей идёт, как правило, за кредиты различных банков и финансовых структур—от отечественного Банка развития, до ЕБРР. Их, как все понимают, надо возвращать с процентами.

Есть и ещё несколько но. Строительство дорог не создает прибавочную стоимость. На росте ВВП, занятости отражается положительно, но эта самая пресловутая прибавочная стоимость при этом не возникает.

Далее. Инвестиции в дороги стимулируют импорт. Нужно дополнительно купить новую строительную технику, различные компоненты-присадки, и оборудование для обустройства по мелочи. Что негативно отражается на платежном балансе страны.

Интерес западных и восточных банков понятен—по белорусским дорогам перемещаются грузы из Европы и Китая. С продвижением инициативы Пояс и путь грузопоток возрастет. Что получит с этого Беларусь?

Самое печальное в этой ситуации: зарабатывать на своих дорогах Беларусь толком не научилась. Хотя километраж участков платных дорог растёт с каждым годом. Вот только цифра доходов, полученных на белорусских дорогах не выдерживает сравнения с аналогичным показателем для немецких.