1920-е годы в отечественной литературе были эпохой прогрессирующего идиотизма. И это не удивительно. Как я указывал ранее, в 1917 году сменился режим, сменилась культурная парадигма, поменялись ценности. Старорежимное творчество было послано в одно место, а новорежимное творчество еще надо было строить.
Да только как строить? У тебя под рукой нет ни сколько-нибудь нормальных строителей, ни нормального проекта, ни нормальных материалов. У тебя даже техзадания-то нормального нет – потому что заказчик сам не знает, как его толком писать. Вот отсюда и появились в тогдашней литературе все эти вот футуристы, имажинисты и прочие ничевоки. С естественным результатом: движение – есть, смысла – нет. Качества – тоже нет.
Этот дефицит коснулся и поэтов-песенников того времени. О них надо говорить отдельно, потому как их продукция распространялась гораздо шире и гораздо чаще. В конце концов, ну напишет какая-нибудь футуристка Сусанна Мар оду про Хину Члек (или наоборот), тиснет в каком-нибудь альманахе – да и фиг с ним, забудут на следующий день.
А напишет поэт Жаров гимн пионеров – так этот гимн потом из каждого утюга петь начнут. Хотя по степени идиотизма там будет та же Хина Члек.
Давайте, кстати, посмотрим текст этого гимна (это как раз 1922 год):
Взвейтесь кострами, синие ночи!
Мы – пионеры, дети рабочих.
Близится эра светлых годов.
Клич пионера – всегда будь готов.
Я вот никак понять не мог: а как это ночь может "взвиться кострами"? Просто вот, к примеру, день – он кострами взвиться может? (взвейтесь кострами, дни цвета охры! а?) Каким образом? И почему ночи – синие? Ночь - черная. Или темная. А синие – это либо алкаши, либо баклажаны. Которыми закусывают алкаши. Наворовавши их в полях. Черной ночью.
Следующая строка: "мы – пионеры, дети рабочих". Сразу вопрос: а крестьян куда дели? Песня была написана, я напомню, в 1922 году. Тогда в СССР рабочих было с гулькин фиг. 95% населения – крестьяне. И тогда для кого предназначалась эта песня? Для меньшинства? Это что за идеологическая диверсия такая?
Третья строка – ну, тут вообще. "Близится эра светлых годов…" Нету в русском языке слова "годов". Есть слово "лет". Это воспитательно-подростковая песня, а в ней уже заставляют заучивать заведомо неправильные речевые формы. Это как? Да и само выражение "эра годов" - это масло масляное. Такое же как "неделя дней".
И самое главное. Песня была написана в 1922-м и вполне себе исполнялась аж до конца 1980-х. И вот все это время вот эта "эра светлых годов" - она все близилась и близилась. Не долговато ли? Или она там вообще никуда не двигалась? Я это к тому, что для 1922 года такое приближение было вполне разумным. А, скажем, для 1982 года? Времени уже прошло дофигищща, а эра до сих пор приближается?
Но перейдем ко второму куплету. Там тоже интересно:
Радостным шагом, с песней веселой
Мы выступаем за комсомолом…
Вот "радостный шаг" - это как? Строевой шаг – знаю. Тяжелый шаг – знаю. Быстрый шаг – опять же. Широкий тоже вот. А вот "радостный шаг" - это как? Кто-нибудь может изобразить? А то больно посмотреть охота.
И тут еще момент. Если сопоставить с предыдущим куплетом, получается очень интересная картинка:
1. Пионеры куда-то выступают радостным шагом. То есть, речь идет о каком-то шествии.
2. А в первом куплете говорится про ночи и костры… Тогда
3. Это что у нас – ночное факельное шествие получается?
Простите, а это точно про пионеров? Или как в том анекдоте – про червоных партизан, которых цванцихь?
Короче, из всей этой песни Жарову удалась только половина четвертого куплета. Вот эта:
Грянем мы дружно
Песнь удалую
За пионеров
Семью мировую.
Вот тут все нормально. Вполне читаемо и невызываемо. Но это только 1/8 от всего текста. Как-то маловато.
Впрочем, у автора текста песни - Александра Жарова - здесь есть вполне логичное объяснение. Ему на комсомольском собрании в присутствии лично Крупской дали срочное задание написать марш для каких-то там пионеров и дали на все-про-все две недели. То есть, через две недели надо было представить уже полностью готовый текст. В окончательной редакции. Под уже готовый мотив (а его тоже надо было найти).
Причем никаких вводных, никакого ТЗ, никаких исходных материалов. Даже не учли опыт работы – Жаров до этого не писал ни маршей, ни песен. Это как если приказать окулисту лечить плоскостопие.
Ну вот он и налечил. В меру своей компетенции. Впрочем, потребитель, как всегда, это благополучно прохавал – окулист свое дело сделал, пациент плоскостопия... не заметил.