Найти тему
хочу новую полочку

Какой пункт в авторских договорах стоит изменить

Сразу скажу, если хочется высказаться на тему «авторское право — зло» и «автор должен быть голодным», то для этого есть отдельная статья. Здесь я хочу обсудить текущие договоры.

Иллюстрация lynda.com
Иллюстрация lynda.com

Как читатель, я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда хочу купить электронную книгу, а ее нет в продаже. Здесь может быть два варианта: либо это «орфанное» произведение, либо закончился срок авторских прав.

«Орфанное» произведение — произведение, правообладателя которого невозможно установить. Учитывая особое положение авторского права в СССР, «орфанные» произведения — большой пласт нашей культуры.

Коммерческие издательства за «орфанные» произведения из-за юридических сложностей браться не любят. По-хорошему к таким произведениям нужно организовать бесплатный доступ силами библиотек, образовательных и культурных учреждений (у которых огромные неоцифрованные фонды). Но это тема отдельной статьи. Я сейчас про ситуацию, когда книга была в продаже, но потом пропала:

Скриншот с сайта Литрес. Сергей Носов «Фигурные скобки», Лимбус пресс, 2015
Скриншот с сайта Литрес. Сергей Носов «Фигурные скобки», Лимбус пресс, 2015

Роман Сергея Носова «Фигурные скобки» не просто финалист, но лауреат премии «Национальный бестселлер» 2015 года и вообще отличная книга. При этом электронной версии в продаже нет, но можно купить аудиокнигу (озвучка «Вимбо»). Казалось бы, книга недавняя, премия есть, автор российский — почему не продается?

Переходим к заветному пункту: автор передает издательству права на бумажную, электронную и аудиокнигу на ограниченный срок, обычно на 5 лет. Издательство, в свою очередь, передает по сублицензии книгу электронному дистрибьютору, обычно Литрес. И когда этот срок заканчивается, то всё, книги нет в продаже.

Книги современного активного автора Анны Старобинец на Литрес: из 16 произведений в виде электронной книги доступна одна
Книги современного активного автора Анны Старобинец на Литрес: из 16 произведений в виде электронной книги доступна одна

Что мешает издательствам и авторам в этом пункте прописать: 5 лет с автоматической пролонгацией на год, если ни одна из сторон не инициирует расторжение договора. Хочет автор перейти в другое издательство — пожалуйста. Хочет автор после пяти лет сам разместить свою книгу на Литрес — пожалуйста. Не хочет автор ничего делать — пожалуйста, книга продается, какая-то копеечка идет.

Если вам кажется, что 5 лет — большой срок, то уточняю: 5 лет с момента заключения договора. Да, российский автор может уже иметь готовую рукопись, но топовый автор заключает договор заранее. А если мы имеет дело с зарубежной книгой, то пока оформят документы, пока получат файлы, пока переведут, пока до магазинов доедет может пройти год или больше.

Главная головная боль, конечно, с зарубежными книгами. Правообладатели не продают электронные права без обязательства допечатать бумажную и выплаты аванса. Им просто невыгодно заморачиваться на копейки с электронных продаж на российском рынке. Зарубежные правообладатели и международное авторское право — тоже отдельная тема, но, если вкратце, они устарели и зажрались.

Джон Гриббин. «13,8», МИФ, 2016. Отличный научпоп про Вселенную. Книга вышла в 2016, но ее уже нет в продаже
Джон Гриббин. «13,8», МИФ, 2016. Отличный научпоп про Вселенную. Книга вышла в 2016, но ее уже нет в продаже
Важно еще понимать, что «нет в продаже» — это не только «ай ладно, на флибусте найду», но и понижение книги в различных выдачах. Велик шанс, что вы о книге и не узнаете.

Я вообще мечтаю о международном издательском хабе, где издатели, правообладатели и авторы могут быстро находить друг друга, обмениваться релизами, синопсисами и файлами, переписываться по уже заключенным договорам и быстро производить расчеты. И чтобы больше не слышать фразу «права не продлеваем, потому что документооборот стоит дороже».

Что еще почитать:

***

Пишу лонгриды здесь, записки и выписки в телеграм-канале.